Третий за 21 год фильм актера и режиссера Тодда Филда Тар является одним из претендентов на главную статуэтку от Американской киноакадемии. Его первая полнометражка В спальне вышла в 2001 году, а вторая драма – Маленькие дети – в 2006-м. Но, несмотря на небольшое количество работ, за его плечами – шесть номинаций на Оскар.
Его новая лента не дает простых ответов или моральных уроков, а центральной героиней истории становится первая женщина-дирижер Берлинского филармонического оркестра Лидия Тар. Этот персонаж вымышленный, но непревзойденно воплощенный Кейт Бланшетт.
Филд создает тонкий взгляд на cancel culture, или культуру отмены. Это своеобразная современная форма остракизма, когда под давлением общественного резонанса определенное лицо становится нежелательным в социальных и профессиональных кругах из-за неприемлемого, по мнению определенной группы общества, поведения.
В Тар режиссер меняет структуру движения MeToo, сосредотачивая внимание на нарциссической женщине-дирижере. Свое существование Лидия строит на бесконечном подтверждении собственной гениальности. Она – протеже гениального Леонарда Бернстайна, основала стипендию, направленную на воспитание начинающих дирижеров, и вместе с оркестром в Берлине планирует записать живое исполнение Пятой симфонии Густава Малера. А еще у нее планируется выход книги.
Картина начинается с длительной дискуссии на сцене между Адамом Гопником, реальным автором колонок для The New Yorker, который в феврале взял интервью у Бланшетт, и Лидией Тар. В одном из моментов он ее спросит, наступит ли день, когда художников перестанут делить по полу.
– Мы живем в эру специалистов. Мне странно, что людям важно заменить слово маэстро на маэстра. Я имею в виду, мы же не называем женщин-астронавтов астронавтками, – ответит Лидия.
Этот момент из интервью в фильме – своеобразная преамбула украинских реалий, которую можно отнести к спору борцов за и против феминитивов. Несколько лет назад сама Бланшетт поддержала решение Берлинале отказаться от гендерных призов в актерской категории и просила называть ее актером, а не актрисой.
Но вернемся к сюжету Тар. После интервью Лидия проводит мастер-класс в Джульярдской школе, где остро нивелирует претензии студента, который говорит, что не любит Иоганна Себастьяна Баха из-за того, что тот был белокожим и “наплодил” 20 детей.
Лидия живет в Берлине вместе со своей партнершей, скрипачкой Шэрон (Нина Хосс) в роскошной квартире. У них есть усыновленная дочь-школьница Петра. И хотя героиня Бланшетт может показаться холодной, особенно в отношениях со своей помощницей Франческой (Ноэми Мерлант) или Шэрон, она демонстрирует обратное отношение к Петре.
Но первые трещины ее сконструированной власти начинают появляться, когда становится известно о самоубийстве молодой женщины Кристы Тейлор, которая когда-то была дирижером-стажером в программе Лидии. Ее смерть расстраивает Франческу, к которой Тар относится несколько эгоистично.
Зато у нее заметна слабость к молодой виолончелистке Ольге (Софи Каур). Ее готовность использовать власть и имя для продвижения сексуальных намерений в конце концов станут причиной ее падения. Впоследствии станет очевидно, что Криста была очередным “трофеем” Лидии.
Персонаж Бланшетт наделен чертами поведения, которые больше ассоциируются с маскулинностью – от поверхностных, таких как одежда или макияж, до более очевидных, вроде сексуальности и использования власти. По мере того, как разворачивается фильм, он скорее напоминает документальную, нежели художественную историю.
Большинство сцен в фильме начинаются, когда действие уже идет, и заканчиваются перед завершением. И хотя фильм длится 2,5 часа, не в последнюю очередь именно этим приемом, кроме игры Бланшетт, режиссер еще больше поощряет зрителя к просмотру.
Тар еще можно назвать классической фаустовской историей о музыкальном гении, который поддается соблазнам славы и власти. Хотя героиня Бланшет не продает душу дьяволу, она показывает, что талант – это одно, а мораль – совсем другое. Эту ленту “сделала” Кейт Бланшетт, как в свое время Гэри Олдман в фильме Темные времена. Она непревзойденно воплотила женщину-манипулятора, мастерски выстроив характер, и не менее мастерски показала ее крах.
Единственный вопрос после фильма – обойдет ли Бланшетт в оскаровской гонке Мишель Йео за ее работу во Все везде и сразу.
Фото: Focus Features