Каннский кинофестиваль является одним из самых престижных кинофорумов в мире и входит в так называемую большую тройку.
Впервые его провели в 1946 году, а в этом году проводят уже 77-й по счету кинофест. Форум в Каннах славится тем, что награждает лучшие фильмы мира. Мы не берем во внимание Оскар или Золотой глобус, ведь это немного другой формат — прежде всего речь идет именно о фестивале.
Но иногда, главные призы получают фильмы, которые исчезают впоследствии из поля зрения, оставляя лишь упоминание в статистике, что однажды их удостоили такой большой награды. Тогда как участники без пальмовой ветви становятся классикой мирового кино, которую обожают кинозрители и исследуют студенты на кинофакультетах.
25 мая Канны объявят своих лауреатов в 2024 году. Факты ICTV проанализировали победителей и претендентов Каннского кинофестиваля за последние более 70 лет и определили фильмы, которые затмили победителей и были проигнорированы жюри.
Седьмая печать
Фильм Седьмая печать Ингмара Бергмана считается классикой мирового кино и одной из лучших лент всех времен. Однако на десятом фестивале в Каннах в 1957 году он не стал лауреатом пальмовой ветви. Награду тогда получил фильм Уильяма Уайлера Дружеское увещевание, о котором сейчас мало кто слышал и смотрел.
Название фильма является отсылкой к восьмой главе Библии: И когда Агнец снял седьмую печать, на небе воцарилась тишина примерно на полчаса.
Сюжет фильма разворачивается в XIV веке, когда средневековый рыцарь по имени Антониус Блок (Макс фон Сидов), возвращаясь из крестовых походов в Швецию во время чумы, задается вопросами о Боге, смерти и загробной жизни. Герой, буквально преследуемый Смертью (Бенгт Экерот), отправляется в путешествие, надеясь совершить один значимый поступок, который мог бы принести ему личное спасение.

Кадр из фильма Седьмая печать
Бергман проникался ужасом Второй мировой войны и угрозой гонки ядерных вооружений, поэтому стремился передать атмосферу страха и нигилизма, царившую в мире. Его фильм напоминает определенное средство философского исследования, чтобы задуматься над собственными отношениями с Богом, освободиться от личных демонов и примириться с собственной смертностью.
В то же время он также демонстрирует свое непревзойденное режиссерское мастерство, создавая рассказ, насыщенный символическими образами.
Ночи Кабирии
В том же году за пальмовую ветвь соревновался и фильм Федерико Феллини Ночи Кабирии. Позже лента была удостоена Оскара, как лучший фильм на иностранном языке. А одним из сценаристов картины был не менее именитый режиссер Пьер Паоло Пазолини.
Фильм рассказывает историю Кабирии (Джульетта Мазина), итальянской проститутки, которая на своем жизненном пути сталкивается с множеством трудностей. Она ищет любовь и веру в людей, но каждый раз наталкивается на обман, предательство или жестокость.
Кабирия живет на окраине Рима в лачуге. Она мечтает о прекрасном принце, но ее часто тянет к мужчинам, которые ее презирают или губят. В то же время ее несокрушимость — это один из ключевых моментов фильма. Несмотря на разочарование, она не опускает руки, и возможно, в ее образе, несколько наивном и неуклюжем, есть что-то более чистое и светлое, чем можно может показаться на первый взгляд.

Кадр из фильма Ночи Кабирии
Ночи Кабирии считается одним из лучших фильмов режиссера, с нетипичной для него ноткой меланхолии и даже трагизма. Мастера кино рекомендуют эту ленту своим студентам наравне с другими картинами режиссера, в частности такими: Сладкая жизнь, Восемь с половиной, Репетиция оркестра и Амаркорд.
Четыреста ударов
Фильм Четыреста ударов стал полнометражным дебютом для Франсуа Трюффо. Именно эта картина считается многими одной из тех, с которой началась Французская новая волна.
В 1959 году эта лента уступила главную награду Канн работе Марселя Камю Черный Орфей, но забрала приз за лучшую режиссуру. А дебют Трюффо в полном метре впечатленно и восторженно обсуждали режиссеры и критики со всего мира.
Трюффо почти пять лет был кинокритиком в Cahiers du cinéma, где беспощадно критиковал и вдребезги разносил французское кино. И тогда решил сам стать за камеру и снять фильм, который вдохнет новую жизнь в кино: легкая камера, резкий монтаж и хулиганская эстетика.

Кадр из фильма Четыреста ударов
Четыреста ударов — это почти биографический фильм режиссера. Он рассказывает о подростке по имени Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео), который попадает в десятки приключений. Изображая проблемного подростка, который пытается убежать от несчастливой жизни, Трюффо снял реалистичное и личное кино, к которому он призывал других.
Клео от 5 до 7
Фильм француженки Аньес Варды был среди участников основной программы, но Золотую пальмовую ветвь 1962 года тогда получила бразильская лента Исполнитель обета Анселму Дуарте.
Сначала критики картину недооценили, но сейчас она считается определенным достижением направления Новой волны в кинематографе Франции.
В центре сюжета французская певица Клео Виктуар (Корин Маршан), которая проводит несколько часов, блуждая по улицам Парижа. По дороге она встречается с любимым, ходит по магазинам, посещает свою подругу-модель Дороти и заводит короткий роман с проходящим мимо солдатом.

Кадр из фильма Клео от 5 до 7
Клео от 5 до 7 был новаторским фильмом, который исследовал феминистические темы, опережая свое время.
Фильм Варды стал важным дополнением к Новой волне и французскому наследию кино в целом.
Смерть в Венеции
Этот фильм Лукино Висконти входит в список лучших лент всех времен, а газета The Guardian в 2010 году поместила его на 14-ю строчку в подобном рейтинге.
В Каннах 1971 года Висконти получил приз за лучшую режиссуру, но главную награду тогда отдали романтической драме Посредник Джозефа Лоузи.
Фильм является экранизацией одноименного романа Томаса Манна. В центре истории — композитор Густав фон Ашенбах (Дирк Богард), который приезжает на морской курорт возле Венеции в поисках покоя, но не находит его. Ведь вскоре чувствует тревожное влечение к 14-летнему мальчику Тадзио, который олицетворяет идеал красоты, которого Ашенбах давно искал.

Кадр из фильма Смерть в Венеции
Герой любуется им издалека, вспоминая свою жизнь, потерю дорогих людей, личные поражения и мимолетные счастливые моменты. В разгар эпидемии холеры Ашенбах заражается вирусной инфекцией и последние мгновения жизни проводит на пляже, наблюдая за Тадзио.
Мертвец
Фильм Мертвец Джима Джармуша большинство критиков оценило как шедевр и новое слово в искусстве кино. Картина боролась за главную награду Каннского кинофестиваля 1995 года, но тогда торжествовал Андеграунд Эмира Кустурицы.
В фильме, действия которого разворачиваются в XIX веке, Джонни Депп играет Уильяма Блейка, бухгалтера, который только что прибыл в городок на Западе под названием Машин. Там он узнает, что место бухгалтера, на которое его пригласили, отдали другому. Впоследствии он в отчаянии встречает цветочницу и становится участником ссоры, когда в спальню врывается ее бывший жених.

Кадр из фильма Мертвец
Блейк его убивает, но и сам получает пулю в грудь. Спасаясь, Уильям выпадает в окно. Раненый и в бегах Блейк встречает коренного американца по имени Никто (Гэри Фармер). Никто пытался, но не смог извлечь пулю из тела Уильяма, но он также решил, что Уильям является реинкарнацией поэта, которого он обожает, и берет на себя обязанность мирно провести своего нового друга до смерти.
В этом фильме невероятная игра Джонни Деппа. А сам фильм критики называют метафорой того, на чем была построена Америка.
Догвилль
Каннский кинофестиваль 2003 года имел одну из самых мощных программ. Тогда лента Слон Гаса Ван Сента обошла таких фаворитов как Таинственная река Клинта Иствуда и Догвилль Ларса фон Триера.
Фильм Ван Сента, вдохновленный массовой стрельбой в школе Колумбайн, возможно, и вызвал обсуждение, но при просмотре несколько разочаровывает. Он не так известен, как фильм Иствуда, за роль в котором Шон Пенн получил Оскар, или Догвилль.
Действие фильма Догвилль разворачивается во время Великой депрессии. Особенностью картины является то, что в ней минимальный набор декораций, что усиливает освещение истории Грейс (Николь Кидман), которая убегая от бандитов, оказывается в городке Догвиль и находит там убежище, за которое расплачивается физическим трудом.

Кадр из фильма Догвилль
Грейс постепенно завоевывает всеобщее расположение, но впоследствии убежище в Догвилле становится для нее все более опасным. Ее систематически дегуманизируют и деморализуют. А когда она получает власть над Догвиллем, она выбирает месть, несмотря на то, что насилия она пыталась избегать.
Олдбой
Фильм Олдбой Пак Чхан Ука был явным фаворитом Каннского кинофестиваля 2004 года, председателем жюри которого был Квентин Тарантино. Но он не взял Золотую пальмовую ветвь, которая досталась ленте Майкла Мура Фаренгейт 9/11 — Олдбою тогда достался Гран-при жюри.
Истории о том, как жюри часами обсуждало, кому отдать предпочтение — Паку или Муру, стали каннской легендой. До сих пор кинокритики считают, что тогда Тарантино и ко приняли неправильное решение, а присуждение фильму Мура главной награды СМИ называли политическим из-за темы войны в Ираке.
Фильм рассказывает историю О Дэ Су (Чхве Мин Сик), которого заключили в камеру, напоминающую гостиничный номер, на 15 лет. Он не знает ни личности его похитителя, ни его мотивов. Когда его освобождают, Дэ Су оказывается в ловушке заговора, ведь стремится отомстить своему загадочному похитителю (Ю Чжи Тхэ). В его поисках также появляется романтика, когда он влюбляется в молодую суши-повариху Ми До (Кан Хэ Чжун).

Кадр из фильма Олдбой
На этом синопсисе ленты стоит остановиться, ведь это тот максимум, о котором на самом деле надо знать перед просмотром. Никто не любит спойлеры, а в этом фильме перед просмотром они будут лишними. Олдбой — это фильм, который шокирует, поражает и не отпускает. Ты хочешь его забыть, но он чертовски хорош.
Бесславные ублюдки
Альтернативным развитием событий Второй мировой войны от Квентина Тарантино мы завершим этот список. Возможно, Бесславные ублюдки еще не классика, но он точно один из лучших лент режиссера, прежде всего из-за невероятнйо актерской работы и каст.
В Каннах-2009 фильм Тарантино проиграл гонку за Золотую пальмовую ветвь очень хорошему фильму Белая лента Михаэля Ханеке. Во время показа на фестивале Бесславные ублюдки получили десять минут оваций, но смешанную реакцию от прессы. В основном режиссера критиковали из-за альтернативной истории.
В Ублюдках есть все: комедия, драма, террор, кровь, остроумие, ревизионистская история. От пролога, с которого все начинается, до яркого куска переосмысления истории, освещающего третий акт.

Кадр из фильма Бесславные ублюдки
По сюжету в оккупированной нацистами Франции сочетаются два плана убийства верхушки нацистов. Один планирует Шошанна, еврейская женщина, выжившая после массового убийства своей семьи, а другой — команда американских солдат еврейского происхождения во главе с лейтенантом Альдо Рейном. Каждая из сторон связана с полковником СС Гансом Ландой.
В целом, можно бесконечно перечислять фильмы, которые участвовали в Каннах, имели все шансы получить главный трофей, но остались без него. Это и Чудо в Милане Витторио де Сика, Месье Рипуа Рене Клемана, Дыра Жака Беккера, Зодиак Дэвида Финчера, Сын Саула Ласло Немеша, Холодная война Павела Павликовски, Решение уйти Пак Чхан Ука.
Некоторые из этих лент гениальны, но настоящее признание получают лишь с годами. В разные годы жюри фестиваля возглавляли великие режиссеры, но и они могут ошибаться в таких моментах. Иногда может сыграть гордыня или какой-то контекст, в частности политический.