И вроде было море, было солнце, двадцать дней пролетели, как один, а на работу идти не хочется. Чего-то не хватило, отдых у моря так и не принес желанного облегчения и заряда бодрости. Почему так происходит? Все просто − вы попались на крючок курортной мафии. Из вас вытянули все, что было возможно, дав взамен лишь маленькую толику ожидаемого комфорта и сервиса. Не печальтесь, мы расскажем вам, как не дать себя провести, и поможем подготовиться к следующему отпуску на украинских курортах.
Как это происходит
Вы собираетесь на море, на один из отечественных курортов. Скажем, ваш выбор — курорт Кирилловка. О загранице речь не идет − такое удовольствие стоит дорого, да и паспорта на детей делать долго. Азовское море − вот оно, близко. Сел на автобус, пару часов пролетело незаметно и ты уже нежишься на пляже под июльским солнышком. Цены, конечно, немного кусаются, но не настолько, чтобы отказывать себе в удовольствии.
Острое желание сэкономить заставляет тебя отворачиваться от витрин туристических агентств и выбросить из своего лексикона такие слова, как отель, база отдыха или пансионат. Все свои надежды ты возлагаешь на “частный сектор, жилье у моря недорого”. А что? Люди сдают свои дома и квартиры, переселяясь на летний сезон к знакомым или родственникам, чтобы заработать копеечку на жизнь. Кому сейчас легко? Каждый крутится, как может.
По приезду в полюбившийся Бердянск или Приморск, ты идешь к таксистам или женщине, сидящей с табличкой “сдам жилье” прямо на автовокзале. Тебе предлагают несколько вариантов, ты выбираешь один и селишься. Таксист может даже согласиться бесплатно тебя довезти, если ты на месте заключишь сделку с арендодателем.
Дальше все идет, как обычно. Походы на пляж, приготовление еды на кухне, жаркие вечера с шашлыками и веселыми напитками. Дети просят деньги на мороженое и батут, жена говорит, как она устала от кухни, а ты обгорел на солнце и пытаешься на тусклом экране телефона читать ленту последних новостей.
Отпуск пролетает, как стрела, пущенная из лука в тире развлекательного комплекса Кирилловская Сечь. Пора ехать домой, ты пакуешь вещи и садишься в тот же автобус, который привез тебя на берег Азова.
Как появилось “жилье у моря” − печальная, но поучительная история
Во времена СССР жить было проще. Не нужно было решать эти сложные головоломки − куда поехать летом в отпуск. Профсоюз выдавал семейную путевку на ведомственную базу отдыха со скидкой в 70%. Куда пошлют, туда семья и поедет отдыхать. Повезло, скажем, запорожским металлургам − у них есть база отдыха в Кирилловке. А львовским приборостроителям не повезло. У них предприятие дом отдыха построило в белорусских лесах, на Белом озере. Водоем, но не море. Штормов нет совсем, зато комаров − больше всяких пределов.
Количество любителей морского отдыха в Союзе значительно превышало вместимость рекреационных комплексов на берегах Азова и Черного. Однако люди всеми правдами и неправдами стремились туда попасть. Спрос рождает предложение и местные жители включились в туристический бизнес − начали сдавать комнаты, углы, кухни, каморки и даже сараи.
Читайте: Невероятная Верховина: чем восхищает туристов центр гуцульской культуры?
Явление стало таким массовым, что даже нашло отражение в официальной культуре. Чего стоит только фильм Аллы Суриковой Будьте моим мужем, вышедший на экраны в 1981 году. В самый разгар борьбы с фарцовщиками и спекулянтами на экраны выходит лента о туристическом бизнесе в условиях плановой экономики. Деятельность хозяйки дома, блестяще сыгранной Ниной Руслановой, являются уголовно наказуемым преступлением. Но цензура пропускает фильм на экраны.
Почему сдача жилья сохранилась до нашего времени
Времена прошли, а привычка осталась. Только в одной Кирилловке за годы независимости построили более 400 пансионатов, отелей и баз отдыха на любой вкус. Из камня и дерева, коттеджи и корпуса, большие и маленькие, рядом с морем и рядом с санаторием, дешевые и дорогие. Но нет, значительная часть отдыхающих до сих пор ищет “жилье у моря, недорого”.
У людей сохранился стереотип, мифологизированное представление о добрых и отзывчивых местных жителях, готовых принять туристов за невысокую плату. Люди продолжают верить в эту сказку, даже несмотря на негативный личный опыт. Снова и снова набивают те же шишки, каждый раз надеясь, что удастся найти оптимальный вариант.
“Частный сектор” в курортной зоне − элемент большого обмана
Забудьте славное прошлое, никакого “жилья” больше нет. Все, что сдается в курортных зонах на берегах Черного и Азовского морей − это курортный бизнес. Для местных жителей он давно уже превратился в главный источник дохода. Дома и квартиры у добросердечных выкупили ушлые и меркантильные. Никого уже не нужно просить сдать − дельцы сами вас найдут и поселят в самых худших условиях за самые большие деньги.
Дешевизна частного сектора − это миф, усиленно поддерживаемый нечистыми на руку предпринимателями. Они хотят говорить со своими клиентами на дружеском языке, хотят показать себя простаками. Но, на самом деле, являются хитрыми и рациональными бизнесменами, увеличивающими свою прибыль за счет обмана. Они − курортная мафия.
Официальный туристический бизнес
На морском побережье существует два вида туристического бизнеса. Один − официальный. Базы отдыха, гостевые дома, апартаменты и отели. У них есть сайты, четкие цены, установленные еще до начала сезона, условия проживания и администраторы. Конечно, реклама может иногда приукрасить реальные условия проживания или уровень комфорта. Но вы можете проверить это и отказаться от услуги. Можете жаловаться и даже подать в суд. Честные отельеры дорожат своей репутацией и даже один плохой отзыв, оставленный на туристическом сайте, может негативно повлиять на их заработки.
Как работает курортная мафия
Другая половина туристического бизнеса находится в глубокой тени. Это настоящая мафия, преступная организация со своими внутренними законами и правилами, подчиненная единой цели − как можно больше обобрать отдыхающих. В ее состав входят не только владельцы недвижимости, называемой “жильем в частном секторе”, но и посредники, зазывалы, таксисты и многие другие. Интересно, что владельцы квартир и домов находятся в самом конце этой “пищевой цепочки”. Им достается меньшая часть прибыли и они практически не влияют на принятие решений.
Единый организм
Первое, что нужно понять − здесь нет одиночек. Все входят в целостную систему, взаимодействуют друг с другом и только создают видимость конкуренции. Если вы перейдете от одного зазывалы к другому, вам, скорее всего, предложат те же самые квартиры по тем же ценам. И неважно, где именно вы ищете жилье в Кирилловке или на Арабатской стрелке − в интернете или на автостанции. В любом случае вы взаимодействуете с тем же самым рынком, с представителями той же самой мафии.
Курортные цены − как сдать сарай по цене хорошего номера
Цена меняется каждый день, она устанавливается в зависимости от стоимости номеров в легальном секторе и общего количества отдыхающих. Если спрос превышает предложение − стоимость растет, в противном случае − снижается. Дельцы смотрят, сколько нормальные отели просят за свои услуги и ставят цену чуть выше. Это похоже на открытый рынок, но только на первый взгляд.
Дело в том, что “белый” отель четко делит номера по категориям, а “серый” − сдает все подряд. Снимая “жилье у моря” вы берете кота в мешке. Цена зависит только от спроса и никак не коррелирует с условиями проживания. Хорошие квартиры и комнаты всегда можно сдать, поэтому дельцы в первую очередь предлагают худщую недвижимость.
Читайте: Европейские кофейни: 15 локаций, куда стоит заглянуть
Если вам не понравится предлагаемый вариант, предложат что-то лучше, но уже дороже. В результате вы берете сарай с кондиционером по цене номера класса люкс со всеми удобствами.
В этой игре отдыхающий − всегда проигравшая сторона. В отеле он бы сразу видел цены на все номера. А тут с ним работают, заставляя взять непонятную комнату за большие деньги. И это − только начало.
Махинации с фото и видео
Не думайте, что вам удастся провести курортную мафию и получить хорошие условия за приемлемую цену. Тут работают профессионалы, они готовы к любой ситуации. Их главная задача − поставить вас в безвыходное положение. И в самый последний момент предложить тот вариант, который выгоден им.
Например, на популярном сайте на доске объявлений размещаются фотографии хорошего номера и ставится приемлемая цена. Неважно, откуда берутся фото, главное, чтобы они понравились и вы клюнули. А предлагаемая квартира вообще может находиться где-то во Франции. Лишь бы вы позвонили по указанному номеру.
Предложение кажется очень выгодным. Например, когда в 2017 году средний номер с санузлом и кондиционером стоил около 500 гривен за ночь, мошенники предлагали аналогичные условия за 300 гривен.
Когда вы приезжаете на место вам говорят, что квартира или номер уже сдан, случился пожар, наводнение или еще что-то. Но есть еще лучшее предложение, и до моря ближе и цена прежняя. Так вам “втюхивают” сарай по цене отеля. Откажетесь − потеряете задаток, кучу времени и нервов.
Как “жилье у моря” портит ваш отпуск
Поселиться и заплатить за проживание − это только полдела. Настоящие проблемы появляются потом. Легальные отели делают ремонты и реконструкции, им важно произвести хорошее впечатление. Чтобы отдыхающие вернулись через год и все номера были заполнены.
“Серые” дельцы работают по-другому. Они максимизируют прибыль за счет минимизации вложений. Никто не рассчитывает, что вы снова снимете ту же комнату. Это и не нужно − пока жив стереотип, зазывалы на автостанции, интернет-мошенники и другие участники схемы найдут клиентов.
Поразительно, но люди год за годом ведутся на хитрости курортной мафии и упорно отказываются селиться в отелях. Они даже цен не знают, не понимают, что за те же самые деньги или даже дешевле можно получить великолепный номер, охраняемую чистую территорию и целый комплекс дополнительных услуг.
Как не попасться на крючок курортной мафии и хорошо провести отпуск
Не стремитесь всегда брать номер в центре курорта. Там шумно и людно, хотя и близко к развлечениям и достопримечательностям. Подумайте, как часто вы, например, будете ходить в аквапарк. Может, не нужно снимать дорогой отель рядом с ним.
Если хотите сэкономить еще больше − забронируйте номер в отеле заранее. Чем ближе к сезону, тем выше могут подняться цены. Позвоните в отель зимой и договоритесь с администратором − скорее всего, вам предложат внушительную скидку. Всегда торгуйтесь, даже если имеете дело с крупной базой отдыха, выставляющей фиксированные цены. Настойчивые покупатели могут претендовать на специальное предложение.
Только не спешите, ведь выбор места проведения отпуска − дело тонкое. Подумайте, как вы хотите питаться, и чем будете себя развлекать. Даже если вы стеснены в средствах, не обязательно брать номер с кухней. В той же Кирилловке есть масса других вариантов организации питания, позволяющих сэкономить. Если вы будете каждый день покупать продукты на рынке и тратить массу времени на приготовление еды, это вряд ли будет похоже на полноценный отдых.
И всегда, в обязательном порядке, внимательно изучайте отзывы тех, кто уже отдыхал в выбранном вами отеле.
Ранее Факты ICTV писали о горнолыжном курорте Славское, который входит в тройку самых популярных направлений в Украине.