Ноябрь 2022 года. Город калуга. россия. Во время одного из театральных представлений в зал неожиданно вошли неизвестные в форме ВСУ. Через несколько секунд раздались выстрелы.
Уже потом администрация театра сделает заявление. Мол, таким образом они хотели привлечь внимание зрителей к якобы страданию жителей Донбасса.
Чтобы те (т.е. зрители) поняли, с какими террористами приходится иметь дело их армии. Для этого руководители заведения заставили актеров одеть военную форму и произвести выстрелы холостыми патронами…
Эту историю мы вспомнили не просто так. Именно она идеально иллюстрирует, какие гибридные формы сегодня приобретает кремлевская пропаганда. Она уже давно не ограничивается только телевизором, доверие к которому из года в год падает. Причем с каждым новым военным или политическим поражением рф эти процессы только ускоряются.
Вот, например, достаточно показательна цитата сергея маркова, а это доверенное лицо путина. Он прямо обвиняет телевизионных пропагандистов в неадекватной информационной политике.
– Херсон требует делать выводы и прекращать ошибки. Поэтому вопрос. А вот те, кто восемь лет хохотали на нашем ТВ и в СМИ, что Порошенко и Зеленский клоуны, и что Украина скоро развалится, и что Европа замерзнет без газа и перестанет поддерживать Украину, они все еще на ТВ? Все еще хохочут и стебутся? Теперь над чем хохочут?
И если такие выводы делают люди, максимально приближенные к власти в рф, нетрудно догадаться, что уровень недоверия к условному соловьеву или шейнину среди простых граждан значительно выше.
И эти процессы, конечно, понимают в кремле, потому постоянно увеличивают финансирование других источников информационного влияния на население. И речь сейчас идет прежде всего о музыке и кинематографе, которые по сравнению с новостями или ток-шоу имеют целый ряд преимуществ.
Прежде всего речь идет о фактчекинге. А вернее его отсутствии. Ведь в отличие от классических новостей, художественный фильм необязательно должен строиться на фактах. Более того, в сценарий фильма можно спокойно добавлять любые фейки, слухи или популярные страшилки.
Иными словами, если в новостях или ток-шоу пропагандисты должны хоть как-то отвечать за слова и картинку, то в кино этого можно не делать. Потому фильм на то и художественный, чтобы оставлять место личному видению режиссера или автора сценария.
И кураторы информационных направлений все чаще пользуются этим. От чего русский кинематограф буквально заполнили пропагандистскими мифами и нарративами.
Чтобы все понимали, о чем идет речь, разберем несколько эпизодов из фильма Военный корреспондент, который время от времени появляется в эфире федерального канала НТВ.
В самом начале фильма события разворачиваются в ростовской области. Якобы в лагере для беженцев сотни украинцев получают еду и помощь от российских военных.
После чего в якобы художественном фильме актеры, играющие роль беженцев, говорят вот такие слова:
– Спасибо, братцы, спасибо, россия, передайте путину, что очень благодарны.
То есть только через крошечный фрагмент фильма проходит сразу несколько кремлевских нарративов. Мол, россия отнюдь не агрессор, а наоборот спасает людей. За что украинцы якобы искренне благодарны путину.
И можно сколько угодно улыбаться, глядя на подобное творчество. Но, к сожалению, это работает даже лучше, чем такие же фантазии в ток-шоу.
Ведь кино, даже плохое, это не просто слова, но и визуализация, формирование определенных образов. Воздействие на эмоциональную составляющую зрителя. Что очень просто сделать, скажем, за счет крови.
Догадайтесь с одного раза, что, по сценарию фильма Военный корреспондент, произошло с уже упомянутыми якобы беженцами. А мы расскажем. В фильме лагерь с пожилыми людьми, женщинами, детьми и российскими военными обстреляли с территории Украины.
То есть, Украина обстреливала территорию россии, а не наоборот. И это говорят актеры на фоне кадров с кровью и труппами.
И, конечно, зрители проектируют события художественного контента на реальность. Именно так формируется общественное мнение, и в умах людей закрепляют необходимые тезисы.
Например, в том же фильме Военный корреспондент украинцы, которые сопротивляются российской агрессии, изображены не только как убийцы и садисты, но и реальные фашисты. Скажем, вот такие диалоги прописывались сценаристами под одну из главных героинь фильма – проукраинскую девушку из Одессы:
– Нет, мне не все нравится в Третьем рейхе, но там было много хорошего. Забота о своей нации, о чистоте. Или ты бы хотел, чтобы твой сын женился на черной и у тебя были внуки негры?
Следует ли после такого удивляться, откуда у простых россиян формируется мнение о мифическом украинском фашизме? Особенно с тем учетом, насколько системную работу проводят в рф по, так сказать, “расчеловечиванию” украинцев.
Ведь в каждом современном патриотическом кино в рф главный герой-украинец – это всегда подлец и монстр.
В фильме Солнцепек в центре внимания военнослужащие ВСУ, которые якобы пытают пленных.
– С сепарами жестко надо, одному башку свернул, другому кишки выпустил — вот тогда они поймут.
А в ленте под названием Ополченочка украинец бросает жену, едет в Харьков, чтобы пытать людей. После чего женщина решает самостоятельно защищать Донбасс.
И подобные примеры можно приводить долго, но все они показывают, насколько масштабное информационное влияние осуществляется за пределами традиционных для фактчекинга объектов исследования.
Такой не новостной формат, к тому же, выполняет еще одну важную для Кремля функцию – влияет на целевые группы, которые в силу возраста или нехватки времени не смотрят телевизор или не смотрят именно пропагандистские политические ток-шоу. Речь идет прежде всего о молодежи и среднем классе, которые не являются целевой аудиторией условного соловьева.
Именно из фильмов молодые россияне узнают якобы подробности громких и скандальных историй. Скажем, российская версия событий уничтожения малазийского боинга регулярно появляется в местном кинематографе.
– Если бы было у нас оружие, чтоб мы могли сбить Боинг, разве бы они летали здесь? Нет. А они бомбили наши города! Видишь патроны? Это все, что у нас есть.
И это при том, что российские же федеральные каналы показывали прямо противоположное. Они сами признавались, что Бук у боевиков был.
Но опять-таки… В отличие от новостей, создатели кино всегда могут списать фейки и любую ложь на художественный формат. Мол, автор так видит, в кадре актеры, так какие могут быть вопросы?
Фактически это игра без правил. Информационных, нравственных, каких угодно. Но, чтобы быть конкурентными в гибридной войне, мы вынуждены реагировать на подобные вызовы.
И музыка, кино, театральные представления – все это в современных условиях должно исследоваться не менее тщательно, чем новости, ведь по своему негативному влиянию такой контент – бесконтрольный, визуализированный контент – часто может приводить к куда более негативным последствиям, чем уже привычные пропагандистские СМИ.