Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино

Пропаганда вийшла за межі ТБ: як кремль поширює фейки через російське кіно

Ноябрь 2022 года. Город калуга. россия. Во время одного из театральных представлений в зал неожиданно вошли неизвестные в форме ВСУ. Через несколько секунд раздались выстрелы.

Уже потом администрация театра сделает заявление. Мол, таким образом они хотели привлечь внимание зрителей к якобы страданию жителей Донбасса.

Чтобы те (т.е. зрители) поняли, с какими террористами приходится иметь дело их армии. Для этого руководители заведения заставили актеров одеть военную форму и произвести выстрелы холостыми патронами…

Сейчас смотрят

Эту историю мы вспомнили не просто так. Именно она идеально иллюстрирует, какие гибридные формы сегодня приобретает кремлевская пропаганда. Она уже давно не ограничивается только телевизором, доверие к которому из года в год падает. Причем с каждым новым военным или политическим поражением рф эти процессы только ускоряются.

Вот, например, достаточно показательна цитата сергея маркова, а это доверенное лицо путина. Он прямо обвиняет телевизионных пропагандистов в неадекватной информационной политике.

– Херсон требует делать выводы и прекращать ошибки. Поэтому вопрос. А вот те, кто восемь лет хохотали на нашем ТВ и в СМИ, что Порошенко и Зеленский клоуны, и что Украина скоро развалится, и что Европа замерзнет без газа и перестанет поддерживать Украину, они все еще на ТВ? Все еще хохочут и стебутся? Теперь над чем хохочут?

И если такие выводы делают люди, максимально приближенные к власти в рф, нетрудно догадаться, что уровень недоверия к условному соловьеву или шейнину среди простых граждан значительно выше.

И эти процессы, конечно, понимают в кремле, потому постоянно увеличивают финансирование других источников информационного влияния на население. И речь сейчас идет прежде всего о музыке и кинематографе, которые по сравнению с новостями или ток-шоу имеют целый ряд преимуществ.

Пропаганда вийшла за межі ТБ: як кремль поширює фейки через російське кіно

Прежде всего речь идет о фактчекинге. А вернее его отсутствии. Ведь в отличие от классических новостей, художественный фильм необязательно должен строиться на фактах. Более того, в сценарий фильма можно спокойно добавлять любые фейки, слухи или популярные страшилки.

Иными словами, если в новостях или ток-шоу пропагандисты должны хоть как-то отвечать за слова и картинку, то в кино этого можно не делать. Потому фильм на то и художественный, чтобы оставлять место личному видению режиссера или автора сценария.

И кураторы информационных направлений все чаще пользуются этим. От чего русский кинематограф буквально заполнили пропагандистскими мифами и нарративами.

Чтобы все понимали, о чем идет речь, разберем несколько эпизодов из фильма Военный корреспондент, который время от времени появляется в эфире федерального канала НТВ.

Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино Фото 2

В самом начале фильма события разворачиваются в ростовской области. Якобы в лагере для беженцев сотни украинцев получают еду и помощь от российских военных.

После чего в якобы художественном фильме актеры, играющие роль беженцев, говорят вот такие слова:

– Спасибо, братцы, спасибо, россия, передайте путину, что очень благодарны.

То есть только через крошечный фрагмент фильма проходит сразу несколько кремлевских нарративов. Мол, россия отнюдь не агрессор, а наоборот спасает людей. За что украинцы якобы искренне благодарны путину.

И можно сколько угодно улыбаться, глядя на подобное творчество. Но, к сожалению, это работает даже лучше, чем такие же фантазии в ток-шоу.

Ведь кино, даже плохое, это не просто слова, но и визуализация, формирование определенных образов. Воздействие на эмоциональную составляющую зрителя. Что очень просто сделать, скажем, за счет крови.

Догадайтесь с одного раза, что, по сценарию фильма Военный корреспондент, произошло с уже упомянутыми якобы беженцами. А мы расскажем. В фильме лагерь с пожилыми людьми, женщинами, детьми и российскими военными обстреляли с территории Украины.

Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино Фото 3

То есть, Украина обстреливала территорию россии, а не наоборот. И это говорят актеры на фоне кадров с кровью и труппами.

И, конечно, зрители проектируют события художественного контента на реальность. Именно так формируется общественное мнение, и в умах людей закрепляют необходимые тезисы.

Например, в том же фильме Военный корреспондент украинцы, которые сопротивляются российской агрессии, изображены не только как убийцы и садисты, но и реальные фашисты. Скажем, вот такие диалоги прописывались сценаристами под одну из главных героинь фильма – проукраинскую девушку из Одессы:

Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино Фото 4

– Нет, мне не все нравится в Третьем рейхе, но там было много хорошего. Забота о своей нации, о чистоте. Или ты бы хотел, чтобы твой сын женился на черной и у тебя были внуки негры?

Следует ли после такого удивляться, откуда у простых россиян формируется мнение о мифическом украинском фашизме? Особенно с тем учетом, насколько системную работу проводят в рф по, так сказать, “расчеловечиванию” украинцев.

Ведь в каждом современном патриотическом кино в рф главный герой-украинец – это всегда подлец и монстр.

В фильме Солнцепек в центре внимания военнослужащие ВСУ, которые якобы пытают пленных.

Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино Фото 5

– С сепарами жестко надо, одному башку свернул, другому кишки выпустил — вот тогда они поймут.

А в ленте под названием Ополченочка украинец бросает жену, едет в Харьков, чтобы пытать людей. После чего женщина решает самостоятельно защищать Донбасс.

Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино Фото 6

И подобные примеры можно приводить долго, но все они показывают, насколько масштабное информационное влияние осуществляется за пределами традиционных для фактчекинга объектов исследования.

Такой не новостной формат, к тому же, выполняет еще одну важную для Кремля функцию – влияет на целевые группы, которые в силу возраста или нехватки времени не смотрят телевизор или не смотрят именно пропагандистские политические ток-шоу. Речь идет прежде всего о молодежи и среднем классе, которые не являются целевой аудиторией условного соловьева.

Именно из фильмов молодые россияне узнают якобы подробности громких и скандальных историй. Скажем, российская версия событий уничтожения малазийского боинга регулярно появляется в местном кинематографе.

Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино Фото 7

– Если бы было у нас оружие, чтоб мы могли сбить Боинг, разве бы они летали здесь? Нет. А они бомбили наши города! Видишь патроны? Это все, что у нас есть.

И это при том, что российские же федеральные каналы показывали прямо противоположное. Они сами признавались, что Бук у боевиков был.

Пропаганда вышла за пределы ТВ: как кремль распространяет фейки через российское кино Фото 8

Но опять-таки… В отличие от новостей, создатели кино всегда могут списать фейки и любую ложь на художественный формат. Мол, автор так видит, в кадре актеры, так какие могут быть вопросы?

Фактически это игра без правил. Информационных, нравственных, каких угодно. Но, чтобы быть конкурентными в гибридной войне, мы вынуждены реагировать на подобные вызовы.

И музыка, кино, театральные представления – все это в современных условиях должно исследоваться не менее тщательно, чем новости, ведь по своему негативному влиянию такой контент – бесконтрольный, визуализированный контент – часто может приводить к куда более негативным последствиям, чем уже привычные пропагандистские СМИ.

Если вы увидели ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Cntrl + Entr.
Знайшли помилку в тексті?
Помилка