Видео Фото Кино и сериалы

Никому не нужное продолжение − рецензия на фильм Матрица: Воскрешение

Никому не нужное продолжение − рецензия на фильм Матрица: Воскрешение
Источник: Warner Bros. Pictures

Матрица: Воскрешение является довольно странным фильмом, который не стремится к чему-то хорошему или приятному. Снятый Ланой Вачовски вместо типичного дуэта сестер Вачовски, Воскрешение начинается с интригующего метатекста, а со временем превращается в вялый сиквел. Он стремится препарировать поколение, которое выросло на Матрице за 22 года, но без абсолютного мастерства. И что хуже всего − кунг-фу и экшн здесь не очень хорошие.

Воскрешение является прямым продолжением фильма 2003 года Матрица: Революция, и развивает историю Нео, Тринити и некоторых других известных персонажей из трилогии. По духу это продолжение всего культурного феномена Матрицы, который начался в 1999 году. Повествование Воскрешения − это прямой ответ на все вопросы, возникшие за два десятилетия, в течение которых люди анализировали все в этой франшизе.

Матрица: Воскрешение (Матрица 4) − рецензия на фильм Фото 1

Сейчас смотрят

Это многообещающий посыл для новой части серии, и его исполнение в начале фильма просто фантастическое. Начало Воскрешения возвращает нас к культовой сцене Матрицы, в то же время стильно представляя новых персонажей и завязывая захватывающий сюжет. За этим следует эффектное издевательство над конкретной медиа-индустрией, которая во избежание спойлеров останется безымянной.

За Киану Ривзом очень весело наблюдать в первом акте фильма, где он играет уставшего от мира человека, которому надоело, что его превозносят как визионера за создание чего-то, что он теперь считает в корне глупым, хотя это чуть не разрушило его жизнь. Кэрри-Энн Мосс получает возможность попробовать себя в менее строгой и более человечной версии Тринити, и ее история затрагивает интересные вопросы о том, что значит привязанность в виртуальном мире.

Оригинальная Матрица рассказывала о молодом, отчужденном одиночке, но в Воскрешении более серьезно рассматривается идея о том, что можно найти смысл жизни с другими людьми в деятельности, которая остается, по сути, ненастоящей.

Матрица: Воскрешение (Матрица 4) − рецензия на фильм Фото 2

Однако с самого начала сценарий часто кажется одноразовым. Если Матрица 1999-го стремилась поговорить о таких важных идеях, как свобода воли и природа реальности, то Воскрешение − это крик души на одержимых фанатов, медиаиндустрию, людей, которые думают, что цитирование фильмов делает их крутыми.

Очевидно, что оригинальный фильм также был продуктом своего времени, в нем использовались темы о корпоративных работниках в офисах и тоске 20-го века. Но он использовал эти особенности как строительные блоки для создания мира, который был самодостаточным и привлекательным. В Матрица: Воскрешение эти элементы являются косвенными комментариями, которые никогда не привязываются к большому сюжету − особенно потому, что когда этот большой сюжет все же врывается, он в лучшем случае плоский, а в худшем − вызывает смущение.

Матрица: Воскрешение (Матрица 4) − рецензия на фильм Фото 3

Как и оригинальная трилогия, Воскрешение в конечном итоге вращается вокруг вопроса о том, что Нео − Избранный, фигура, обладающая силой контролировать Матрицу. Но в отличие от этих фильмов, Воскрешение не устанавливает себе цели объяснить, почему это имеет значение.

В оригинальной Матрице ставки были высоки, поскольку она рисовала кошмарное будущее, где человечество постоянно находилось на грани полного порабощения, а его немногие свободные обитатели жили в постоянном страхе. И Избранный был оружием, на поиски которого бойцы сопротивления потратили всю свою жизнь.

В сиквелах, которые часто порицают, эта мрачность была смягчена, но взамен в фильмах появились персонажи с домами, семьями − большинство из них заботились о Нео не из-за какой-то идолоподобной привязанности, а потому что он мог спасти их. Даже такой персонаж, как Морфеус Лоуренса Фишборна, который строил свою жизнь вокруг поиска и защиты Нео, был мотивирован не столько концепцией веры, сколько личной привязанностью к человеку.

Матрица: Воскрешение (Матрица 4) − рецензия на фильм Фото 4

В Воскрешении ничего этого нет. Во-первых, фильм почти не утруждает себя объяснением того, что произошло в результате финала Революции, когда силы Нео наконец-то помогли ему установить мир между людьми и машинами. Далеко не игнорируя сиквелы, фильм напрямую включает в себя кадры из них и показывает некоторых вернувшихся персонажей. Но он также незаметно отменяет значительную их часть без всякой удовлетворительной причины, делая неясным значение всего, что Нео и Тринити сделали в этих фильмах.

Между тем, сам Нео не заинтересован ни в чем, кроме возобновления отношений с Тринити. В оригинальной Матрице история любви между этими двумя людьми становилась все более значительной частью повествования по мере развития трилогии, и очевидно, что Вачовски хочет сосредоточиться на этом. Но это написано таким образом, что Нео выглядит либо склерозником, либо леденяще беспечным к судьбе человеческой расы.

Его незаинтересованность по поводу всего, кроме Тринити, также не помогает объяснить основополагающие сюжетные моменты, которые вместо этого появляются и почти сразу же отбрасываются. А взаимодействие пары, несмотря на то, что оно является сердцем фильма, странно разрознено.

Матрица: Воскрешение (Матрица 4) − рецензия на фильм Фото 5

В паре кастинговых решений, которые технически являются спойлерами, но уже подтверждены в сети, фильм представляет Яхью Абдул-Матина II из Хранителей в качестве новой версии Морфеуса и Джонатана Гроффа из Охотника за разумом в качестве новой версии злодея Агента Смита. В теории это соответствует заявленной в фильме теме эволюции и повторения, но на практике это ставит обоих актеров в положение повторения прошлых культовых выступлений − в случае Абдул-Матина, одного из самых мощных и харизматичных актеров Голливуда. В итоге он играет не более чем набор болтливых реплик в безусловно великолепном костюме.

Обе роли (Морфеус и Агент Смит) могли бы быть более убедительно написаны как оригинальные персонажи. В фильме слишком много моментов, уделяющих внимание тому, чтобы реинкарнированные Смит и Морфеус могли потратить время на осмысление своей эволюции. И при этом они не сохранили почти ни одной из своих оригинальных мотиваций, а Нео слишком занят переживаниями о Тринити, чтобы взаимодействовать с ними.

Присутствие Смита особенно излишне, потому что он даже не является главным антагонистом. Эта сомнительная честь достается новому персонажу, которого писала нейросеть.

Матрица: Воскрешение (Матрица 4) − рецензия на фильм Фото 6

Как человеку, на которого Матрица оказала сильное влияние, мне немного грустно уходить с сеанса Воскрешения с ощущением того, франшиза сильно испортилась. Пересматривая его годы спустя, я вижу в нем идеальный гештальт запоминающихся диалогов, манящего заговора, прекрасной операторской работы и стильного экшена. Надеюсь, к своему наследию Вачовски больше не притронутся, а четвертая часть забудется как неприятный сон.

Премьера Матрица: Воскрешение состоится 22 декабря в кинотеатрах и на стриминговом сервисе HBO Max.

Если вы увидели ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Cntrl + Entr.
Знайшли помилку в тексті?
Помилка