Автомобиль требует времени и ухода – то необходимо обновить топливный фильтр, то масло, то проверить генератор, чтобы не было сюрпризов на дороге. На этот раз поговорим, как часто следует менять тормозную жидкость и проводить манипуляцию правильно.
Что такое тормозная жидкость и для чего нужна
Тормозная жидкость – это техническая жидкость, используемая в гидросистемах тормозов транспортных средств. Тормозная жидкость в автомобиле передает усилия от педали тормоза на каждое колесо машины для понижения скорости движения.
В общем, это один из важных элементов автомобиля, поскольку, какой бы совершенной ни была модель, без хорошей тормозной жидкости невозможно быстро останавливаться. От правильности ее выбора и от характеристик тормозной жидкости будет зависеть эффективность торможения, а от этого и длина тормозного пути вашего автомобиля. А значит безопасность.
Кроме того, она выступает в качестве смазки некоторых деталей тормозной системы.
Главной ее характеристикой является высокая температура кипения, которая может достигать в отдельных режимах движения 400 градусов. И при этом тормозная жидкость должна оставаться в своем физическом состоянии – она не закипеть, превращаться в пар и замерзать.

Перед тем как перейти к ответу на вопрос, как часто нужно менять тормозную жидкость, расскажем о ее видах.
Есть три типа тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5.
- DOT 3
Эта тормозная жидкость, созданная для автомобилей с комбинированной тормозной системой, то есть задние барабанные тормоза, передние – дисковые. Более того, она предназначена для малолитражных автомобилей, тихоходных, которые не способны развивать большие скорости.
На сегодняшний день эта тормозная жидкость уже считается устаревшей.
- DOT 4
Она предназначена для большинства современных автомобилей, оснащенных дисковой системой тормозов на всех колесах. Жидкость эксплуатируется на многих скоростных автомобилях, что делает ее наиболее востребованной на рынке продаж.
- DOT 5
Наиболее редкой тормозной жидкостью является DOT 5. Она предназначена для автомобилей, которые подвержены частому разгону и длительному торможению. В таких режимах к тормозным жидкостям есть особые требования, которым отвечает класс DOT 5.
Тормозная жидкость: как часто нужно менять
Перед водителем может встать вполне насущный вопрос, нужно ли менять тормозную жидкость и как часто. Ответ – да, конечно, поскольку с годами в тормозной системе автомобиля образуется конденсат и, в результате этого он начинает смешиваться с водой и понемногу терять свои свойства. В частности, эта жидкость начинает впитывать влагу, расслаиваться и окисляться.
По словам специалистов, через год в тормозной системе может находиться до 2% воды, во второй год ее количество может увеличиться до 3,5%, а на третий – до 5%. В то же время содержание воды в 3,5% снижает температуру кипения тормозной жидкости с 330 до 165 градусов Цельсия.
Рекомендации относительно того, как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле разные. Некоторые говорят, что это нужно делать не реже одного раза в два-три года. Другие советуют менять тормозную жидкость чаще – раз в 30-40 тысяч километров, если машина постоянно используется, и раз в год в случае, если автомобиль эксплуатируется редко.
Здесь нужно учитывать определенные признаки, которые красноречиво вам скажут – необходимо заменять тормозную жидкость. На потребность обновления указывает ухудшение тормозных свойств машины, а также осадок и помутнение жидкости в расширительном баке.
Подходящая для эксплуатации тормозная жидкость должна быть однородной по составу, не содержать осадок, быть янтарного цвета. Проверить это можно с помощью тест-полосок, которые есть в продаже.
Просто окуните такую полоску в бачок и сравните ее цвет с образцами на упаковке. Так вы определите состояние вашей тормозной жидкости.

Фото: Pexels
Помочь узнать, нужно ли менять тормозную жидкость, может и электронный тестер. Это сравнительно недорогой прибор. На его корпусе есть несколько светодиодных индикаторов разного цвета от зеленого до красного. Они и демонстрируют, нужно ли менять жидкость.
Следите за уровнем тормозной жидкости. На бачке есть черточки, обозначающие ее максимальное и минимальное количество. При недостатке жидкости снижается давление в гидросистеме, и тормозные усилия падают. Проверять уровень жидкости рекомендуется еженедельно, а ее состояние одним из описанных выше методов – раз в месяц.
Заметим, что необходимо полностью обновлять тормозную жидкость, поскольку долив до необходимого уровня не восстанавливает ее рабочих свойств.
Дело в том, что утечка жидкости сама по себе может указывать на неисправность тормозной системы. Кроме того, на количество воды в системе, долив никак не повлияет и не сделает торможение более эффективным. Наконец, владелец автомобиля может просто смешать разные жидкости с разным составом, что не приведет ни к чему хорошему.
Что будет, если не менять тормозную жидкость
Даже при нормальной эксплуатации тормозная жидкость спустя некоторое время перестает выполнять свои функции.
Образующийся конденсат постепенно смешивается с тормозной жидкостью и медленно, однако неустанно снижает ее температуру кипения. Лишь три процента воды в тормозной жидкости делают ее непригодной для использования.
Еще одно вредное последствие насыщения тормозной жидкости водой – коррозия металлических частей системы. Результаты этого явления – от неравномерного и ускоренного износа дисков, колодок до заклинивания суппортов.
Если не заменить тормозную жидкость, коррозия системы будет прогрессировать. В самых критических ситуациях, например, во время длительного торможения жидкость может закипеть. Это обычно приводит к отказу тормозов.
Как самостоятельно заменить тормозную жидкость
Для начала убедитесь, что у вас есть все необходимое:
- новая тормозная жидкость (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 в зависимости от рекомендаций производителя);
- шприц;
- гаечный ключ;
- пластиковый шланг;
- ключ для слива старой тормозной жидкости;
- емкость для сбора старой жидкости.
- Затем поднимите переднюю часть автомобиля на подставки и убедитесь, что он надежно закреплен.
Найдите бачок тормозной жидкости в вашем автомобиле. Обычно он находится рядом с тормозным усилителем и имеет прозрачный пластиковый бачок с маркировкой MIN и MAX. Убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности, а двигатель охлажден.
После этого откройте бачок с тормозной жидкостью. С помощью гаечного ключа отсоедините шланг тормозной жидкости и прикрепите пластиковый шланг к этому месту. Полностью слейте старую жидкость в емкость.
Заполните бачок новой тормозной жидкостью, соблюдая рекомендации производителя.
С помощью гидравлического насоса или шприца начните прокачивать тормозную систему, начиная с находящегося дальше от бачка колеса. Прокачайте систему, пока новая жидкость не начнет вытекать без пузырьков воздуха. Повторите этот процесс для каждого колеса, двигаясь к бачку.
Все – готово! Однако если не уверены, что сможете сделать это самостоятельно – обратитесь в автосервис.