— Будущее за электромобилями?
— Будущее уже наступило, просто не все это замечают. Электрокары – это только вопрос времени.
Когда появились первые мобильные телефоны – это считалось какой-то фантастикой. А сейчас есть смартфоны, на которые мы записываем этот разговор.
Первые мобильники весили несколько килограмм, а батареи хватало только на 10-15 минут.
Тоже самое происходит и с электрокарами.
В электрокаре только 16 вращающихся частей, а у двигателей внутреннего сгорания – от 500-600. Это абсолютный прогресс.
Но есть критика: электрокары ломаются, их не чинят. Именно так говорили о лошадях и машинах. Мол, а вдруг машина сломается, а лошадь покормил и она едет.
Электротранспорт – это абсолютная данность. Вопрос только в том, сколько времени займет переход на электрокары – 5 или 10 лет.
— Как вообще сейчас попадают электрокары в Украину? Сейчас в продаже наблюдаю преимущественно б/у авто…
— Новые автомобили тоже можно купить. Но, к сожалению, в Украине не настолько высокая покупательная способность.
Во всех странах Европы правительство при покупке нового электромобиля. А у нас такого нет.
Тем не менее, в Украине тоже есть прогресс – отменен НДС. Это большой шаг навстречу.
— Какая разница в цене б/у и новых электрокаров?
— Приведу пример. Низшая планка у нас – $8,888 за Nissan Leaf с достаточным большим пробегом, но 2013 года выпуска.
Новый такой же Nissan Leaf стоит $35-36 тыс. Это украинская цена. Но такой автомобиль уже совсем другой. Если б/у версия проезжает 150 км без дозаправки, то новый – 350 км.
Украинские покупатели руководствуются, в первую очередь, вопросом экономии. Потому что 1 км на электромобиле – это 10-15 копеек. А про цены на бензин вы сами знаете. Даже на газу в 10 раз дороже ездить.
Кстати, например, в США есть компенсация – до $10 тыс. Иными словами, покупая машину за $35 тыс., платишь $25 тыс.
По статистике: в прошлом году мы продали около 4 тыс. электромобилей в Украине. Сюда я включаю и плагин-гибриды (автомобили, которые ездят и на электричестве, и на бензине).
— А сколько в Украине куплено уже электромобилей?
— Есть статистика. Около 5 тыс. украинцев владеют электромобилями. А с плагин-гибридами эта цифра превышает 10 тыс. авто.
В процентном соотношении – это 0,1% от всех украинских автовладельцев.
К примеру, в Норвегии этот показатель достигает уже 31%.
— А какая частота увеличения покупок?
— Рекордным был 2016-й. По сравнению с 2015 годом продажи выросли в 5 раз.
В 2017-м по сравнению с 2016 годом показатель упал до отметки 2,6 раза.
В связи с отменой НДС предполагаю, что в этом году будет пятикратное увеличение. К тому же, в 2018-м большое количество производителей презентует свои электромобили.
Также мы видим, что на украинском рынке спрос превышает предложение в плане электрокаров.
Отмена НДС сыграла свою роль: если в Украине около 4 тыс. проданных электромобилей за 2017-й, то на всю Россию за прошлый год было продано всего 150 авто – преимущественно Tesla в виде дорогой игрушки.
— У нас есть цифра 0,1% владельцев электрокаров и ваш прогноз о том, что в 2018-м будет в 5 раз больше продаж. Когда же Украина перейдет на электрокары (хотя бы 50%) – это вопрос десятилетий?
— Это произойдет очень резко. Что, в основном, сейчас останавливает от покупки электромобиля? Все-таки километраж 150 км без дозаправки. А многие хотят поехать в Одессу-Житомир…
Как только электромобили начнут проезжать 400-500 км и будут стоить дешевле, то рост произойдет лавинообразно.
— Видел историю, как киевлянин с этажа так 15-го спускал розетку, чтобы зарядить свой электромобиль. И это столица! Инфраструктура в Украине вообще готова к электромобилям?
— Мы активно над этим работаем – ставим свою сеть зарядок по Украине.
Но вопросы к этому есть. Зарядка должна быть в каждом дворе и на каждом паркинге. Спрос рождает предложение: как только будет больше электромобилей – больше компаний начнут устанавливать зарядки.
Сейчас мы и еще несколько компаний развиваем эту инфраструктуру. У нас 6 тысяч заправочных комплексных по Украине и всего 1,5 тыс. зарядных станций, которые одновременно заряжают три автомобиля.
— Сколько заряжать нужно, в среднем, авто?
— На обычной зарядной станции – 1-2 часа. Как будут увеличиваться батареи – будут меняться и зарядки.
Скоростные зарядные станции позволяют сделать это за 30 минут.
— Насколько реально сейчас ездить между городами в Украине?
— На электромобиле это вполне себе можно позволить уже сегодня. Но по времени – нужно запасаться терпением.
Назову реальную цифру: дорога с Киева в Одессу, если умеешь ездить на электромобиле, занимает около 12 часов.
По трассе Киев-Одесса есть достаточное количество зарядных станций – несколько десятков.
В интернете легко можно найти карту с размещением зарядных станций.
Мы планируем на всех трассах установить зарядные станции на каждые 50 км.
— Сколько стоит такая подзарядка?
— Начнем с того, что люди часто заряжаются дома. И часто это происходит по ночному тарифу, чтобы сэкономить. То есть, 10-15 грн за один заряд.
Это очень дешево, если посчитать по сравнению с бензином-дизелем-газом.
Цена на зарядку на специальной станции достаточно большая – около 100 грн. Но она будет понижаться, когда будет больше игроков на рынке и владельцев электрокаров.
— Вы наверняка считали, сколько можно сэкономить по сравнению с бензином.
— Реальная цифра – около $3 тыс. в год.
Мы сравнивали Nissan Juke и Nissan на розетке. Аналогичного класса машины, но все равно можно сэкономить.
Я уже не говорю про покупку запчастей в дальнейшем. Например, полетела коробка. А это дополнительные $2 тыс. за ремонт. В электромобиле такой проблемы не будет.
За год на такой машинке можно сэкономить, например, на Мальдивы.
— Уверен, что иногда электромобили и возвращают. По каким причинам?
— Единственный минус – это небольшая дистанция на одном заряде. Но это временная проблема.
Не все готовы провести на заправке 30 минут или час-два.
Но возвращение авто – это единичные случаи.
— О чем чаще всего говорят после тест-драйва на электромобиле? Какие впечатления?
— Во-первых, это тишина – ничего не шумит. Включаешь кнопку и поехал.
Во-вторых, такой автомобиль очень динамичен – быстро набирает скорость. Например, когда на перекрестке обгоняешь 3-литровые двигатели – непередаваемое чувство.
— Вы говорили о продаже Telsa в России и сказали, что покупают как дорогую игрушку. Бренд не оправдан или как?
— Нет, наоборот. Это пока лучшие технологии в этой сфере — №1. Аналогов нет.
Минус – это дорого. Например, самая дешевая Tesla в Украину под заказ стартует от $45 тыс.
Самая дорогая – $150-200 тыс. Но такой вариант Tesla разгоняется до 100 км/час за 2,5 секунды.
И абсолютно все Tesla за один заряд проезжают приблизительно 600 км.
— Сколько покупателей в Украине Tesla?
— Где-то одна машина продается раз в два-три месяца.
— Есть такой предприниматель – Геннадий Балашов. Он привез из США Tesla, но потом раскритиковал электромобили за проблемы с ремонтом. Как у нас с этим в Украине?
— Уже можно все можно чинить. Но такая ситуация с ремонтом была еще 1-2 года назад.
Правда, сейчас в Киеве уже есть, как минимум, десяток вариантов для починки Tesla.
Это при том, что владельцев Tesla в Украине меньше 3% от общего количества людей с электромобилями.
— Что и когда вы посоветуете купить украинцу, который хочет электромобиль?
— Если человеку достаточно 100-150 км в день – можно покупать уже прямо сейчас. Потому что сейчас хорошая цена (неизвестно, продлят ли каникулы на НДС в 2019-м).
Можно еще рассмотреть вторую половину 2018 года, когда начнут выходить новые модели электромобили. В июне-июле старые модели могут еще подешеветь.
Если думать об экономической целесообразности (речь о 300-400 км за один заряд), то, наверное, лучше подождать 2019-го.
Богдан Аминов.