Блог в социальных сетях уже давно перестал быть просто развлечением и платформой для публикации красивых фото. Сегодня это бизнес, площадка для выражения мнений и инструмент для сбора донатов в одном формате.
В этом убеждена украинский блогер и предпринимательница Анита Соловей. Она активно популяризирует тему блогинга и объясняет, как развивать бренд и личный блог в современных условиях.
По случаю Дня женщин-предпринимательниц, который отмечается 19 ноября, Факты ICTV пообщались с Анитой Соловей о том, как начать вести блог и зарабатывать на нем.
Также Анита рассказала, каким должен быть качественный блог, сколько денег нужно вложить в его развитие и как распознать инфомошенников в сети.
— В украинском обществе сформировалось достаточно предвзятое отношение к блогерам, якобы они ничего не делают, только показывают свою жизнь и зарабатывают миллионы. Почему, по вашему мнению, так произошло? Как изменить отношение людей к блогингу?
— Спасибо за такой классный вопрос. Отношение к блогерам формируется по нескольким причинам. Во-первых, блогерство является относительно новой профессией, которая ранее не имела широкого признания. Блогер — это человек, который создает интересный для просмотра контент. Похожим делом занимаются писатели, журналисты, телевизионщики и другие.
Блогерство как профессия сейчас становится доступным благодаря интернету. Это приводит к переоценке роли блогеров в обществе. Они значительно повлияли на индустрию бизнеса. Раньше рекламу могли себе позволить только компании с большими бюджетами, рекламируя на телевидении или покупая билборды. Сегодня же любой магазин может создать профиль в Instagram, Facebook, YouTube и привлекать внимание своих потенциальных клиентов.
Изменилась система координат коммуникации, поскольку блогер — это не бездушный холдинг или медиа, а человек, который проявляет себя и несет ответственность за свою деятельность перед аудиторией. А, например, телевидение имеет некую безнаказанность, поэтому часто на нем есть вредная реклама и политизированные проекты, управляемые олигархами. Все это вызывает конфликт в восприятии, где трудно определить, кто отвечает за то, что отображается в медиа.
Блогеры, в свою очередь, предоставляют личный доступ для выражения мнений и недовольства, что инициирует публичный диалог. Кроме того, возможность быстрой успешной карьеры блогера вызывает зависть, а его доступность — возможность выплескивать негативные эмоции, свое неуважение напрямую.
Проблемой является недооценка сложностей и ресурсов, которые тратятся на создание контента. Многие люди не понимают, насколько это тяжелый труд. Чтобы изменить отношение, нужно повысить сознание о сложности блогерства и подчеркнуть положительные аспекты этой профессии, такие как поддержка бизнеса и создание новых возможностей для самовыражения.
— Блогинг предусматривает ряд бизнес-процессов, в которых необходимо ориентироваться. С чего начинать ведение блога? Что важно знать, чтобы быстро не “прогореть”?
— Блогинг требует умения управлять различными бизнес-процессами, и важно иметь четкое представление, чтобы избежать “прогорания”. Начать ведение блога следует с четкой идеи и постановки целей.
Например, если цель — развивать бизнес в сфере тортов, необходимо разработать стратегии привлечения аудитории. Это может включать рекламу SEO, Target конкретно страницы, на которой продаются торты, или создание личного бренда через блогерскую личность, развивать ее, таким образом привлекать аудиторию и параллельно увеличивать клиентскую базу.
Важно создать уникальное торговое предложение, например, формируя бренд вокруг личной жизни. Например, блогер Катя может рассказать о своих целях, ценностях и семье, создавая уникальный образ. Отметить, что тортики могут быть веганскими, полезными или подходить для детей, это даст ей конкурентное преимущество на фоне других.
Главное — поставить себе конкретные цели и разработать план для их достижения, обеспечивая уникальность и доверие своего бренда, но и всегда помнить, что, имея свою аудиторию, всегда можно переквалифицироваться и попробовать что-то новое.
— Сколько средств нужно вложить начинающему в свой блог? Когда можно начинать монетизировать свою деятельность?
— Начальный запуск блога не требует больших финансовых вложений. Нужны телефон, энтузиазм, целеустремленность, желание учиться и немного безумия. Однако базовое образование может значительно облегчить путь к успеху, помогая понять, как формировать контент-план, делать распаковки, создавать комьюнити и использовать необходимые приложения для обработки фото или видео.
Создавать контент можно самостоятельно на телефон при хорошем освещении, этого вполне достаточно и для постов, и для сторис, и для рилс. Следующий момент, когда вам нужны будут инвестиции, — это продвижение вашего блога после создания контента. И на этом этапе обучение может потребовать финансовых затрат, особенно, если вы хотите научиться эффективным стратегиям развития и продвижения.
Привлечение аудитории — это ключевой момент, и реклама может стать большой инвестицией. Учитывайте, что стоимость подписчика может колебаться от 9 до 50 грн в зависимости от ниши и вашей уникальности. Посчитать ее можно, разделив оплаченную за рекламу сумму на количество подписчиков, которые добавились благодаря ей. Поэтому, чем лучше вы будете обучены настраивать правильно рекламу, тем больший КПД будете иметь от ее запуска.
Несмотря на это, рекомендуется начинать с бесплатных стратегий, таких как взаимный пиар и таргетирование на первых этапах. Привлечение аудитории и изучение эффективных методов можно провести без значительных финансовых затрат. Помните, что успешный блог может привести к массовым оборотам, но развивайте свой подход последовательно и разумно.
— Сколько примерно вы зарабатываете в месяц на ведении блога?
— Мне трудно вычислить именно месячный объем, потому что я пока работаю именно по системе запусков, то есть это происходит не каждый месяц. У нас открытые продажи, поэтому трудно их учитывать. Есть системы evergreen (с англ. вечнозеленый — Ред.), когда вы каждый месяц что-то продаете, тогда уже легче строить и смотреть. Но в целом я могу сказать, что за несколько лет наш заработок достиг 8 млн грн.
— Сейчас в сети появилось много псевдоэкспертов, которые ведут блог и продают довольно сомнительные курсы. Как распознать инфомошенников?
— Это всегда существовало в разных сферах. Как и в любой профессии, где некоторые люди работают качественно, а другие — нет. Важно различать, оценивать качество с помощью отзывов и других критериев. Однако стоит помнить, что оценка информации может быть субъективной, и то, что не соответствует вашим потребностям, может быть полезным для других.
Обычно рынок отсеивает менее качественный контент, и большое количество людей самостоятельно оценивает качество информации. Однако, если вы сомневаетесь, всегда проверяйте отзывы, наблюдайте за автором и принимайте обдуманное решение.
Интересно, что при всех претензиях к блогерам и инфомошенникам, существуют более глубокие проблемы в системе обучения, где недостаточно уделяется внимания базовому образованию и практическим навыкам.
В частности, образование в онлайн-формате может предоставлять быстрее и эффективнее необходимые навыки для успешной карьеры, чем традиционная система, которая часто травмирует и не готовит к реальной жизни. Мы же в свою очередь даем прикладные инструментарии для профессионального роста, саморазвития и достойного заработка.
— Каким должен быть качественный блог? Есть ли у вас какие-то стандартные критерии для оценки?
— Качество блога — это всегда о качестве контакта между блогером и аудиторией. Важно помнить, что не количество, а взаимодействие с аудиторией делает блог успешным. Даже блог на 5 тыс. подписчиков может быть очень успешным, если в нем присутствует доверие и искренность. На собственном опыте в этом убедилась, когда реклама у маленького такого блогера привела больше аудитории, чем у блогера-миллионника.
Главный критерий качества — это контакт и доверие аудитории. Создавая контент, важно соблюдать пропорции матрицы, в которой разнообразный лайфстайл отображается через призму ценностей и смыслов блогера. Это не обязательно должно быть личными деталями жизни; это может быть о ценностях, мыслях, идеях, которые формируют личность блогера, чтобы люди понимали, резонируете вы им или нет.
Важно установить контакт с помощью общих ценностей. Например, блогер, который любит животных, может привлекать аудиторию, которая тоже пропагандирует и поддерживает их защиту. Личные ценности дополняют экспертность блогера. Также важно учитывать масштабность и мотивирующий характер блога, чтобы привлекать людей и вдохновлять их идти за вами.
— Что делать людям, которые хотят продавать свои услуги в Instagram, но не хотят быть публичными?
— Делать паблики, журналы. Не обязательно быть публичными, можно создавать бренд компании. К примеру, у нас есть блог в Telegram о новостях в Instagram, в котором есть полезная информация для пользователей этой соцсети.
На него в течение одного года подписалось 36 тыс. пользователей, и это один из самых больших блогов по маркетингу в Украине на сегодняшний день. В нем отсутствует Анита Соловей, в его ядре стоит тематическая ниша — Instagram. Поэтому делать большие дела инкогнито тоже возможно.
— Дайте, пожалуйста, пять советов людям, которые хотят вести блог и зарабатывать на этом.
Совет 1: Начните уже сейчас, так как каждый день увеличивает стоимость подписчика. Качество — это результат длительного процесса и действия, поэтому не откладывайте создание контента на завтра, так вы скорее придете к качественному продукту.
Совет 2: Определите свое позиционирование в нише. Будьте конкретными и экспертными в выбранной теме, чтобы привлекать целевую аудиторию. Это может быть даже ваша жизнь, найдите в ней интересную сторону и расскажите о ней своим подписчикам.
Совет 3: Тестируйте и анализируйте других блогеров в вашей нише. Находите уникальные рубрики и направления, которые подходят именно вам. Надо протестировать разные направления: лайфхаки, юмор, успокаивающий контент, и найти свой, который будет классно залетать.
Совет 4: Начинайте продвигать свой блог как можно быстрее. Помимо бесплатных методов, которые обязательно должны быть использованы, инвестируйте в продвижение, чтобы привлечь аудиторию, которая будет готова вас поддержать.
Совет 5: Научитесь искусству продаж для успешной монетизации. Поймите для себя, как эффективно продавать свое время, рекламу или продукты вашего бренда.

Фото: Анита Соловей