5 июля в Сокровищнице Национального музея истории Украины открылась выставка Сокровища Крыма. Возвращение, организованная Национальным музеем истории Украины и Министерством культуры и информационной политики при поддержке благотворительного фонда BGV и ОО Институт публичных коммуникаций.
Что носили скифы
Выставка Сокровища Крыма. Возвращение представляет исключительную коллекцию из более полутысячи артефактов жизни народов, проживавших на территории Крыма от V века до н.э. до VII века н.э. Это предметы из золота, бронзы, драгоценных камней, дерева, стекла и камня, принадлежавшие поздним скифам, готам, сарматам, аланам, поздним грекам и гуннам.
Также можно увидеть, что носили потомки скифов, а именно — какие аксессуары.
Так, на выставке Сокровища Крыма. Возвращение представлены ювелирные изделия и погребальные украшения.
Бусы с глазками — разноцветные стеклянные бусины с узором, напоминающим глаза. Нанизанные бусины часто находили в женских и мужских захоронениях, поэтому, вероятно, они служили оберегом.

Бусины с глазами, I в. до н.э. — Некрополь Левадки, могила 20
Амулет-подвеска. С той же целью оберега, скифы носили в качестве украшения амулеты — преимущественно металлические фигуры с камнями. Здесь большая ракушка, которая, вероятно, имела большое значение для того, кто носил, обрамлена золотой пластиной.

Амулет-подвеска, I в. н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 612, захоронение 1
Скифы и их потомки, жившие в Малой Скифии, носили перстни разных форм. Тот, что представлен на фото — имеет вид закрутившейся змеи вокруг пальца. Эта зооморфность может указывать на то, что перстень имел значение оберега.

Перстень спиральный, I в. н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 735, захоронение 1
Пряжа — железный элемент, который помогает удерживать одежду на теле, всегда был нужен, даже скифам. На выставке Сокровища Крыма. Возвращение можно увидеть золотую пряжу, которая хрупко выполнена и инкрустирована эмалью. Она скрепляла кожаный пояс.

Пряжа ремня. I в. н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 620, погребение 2
Серьги. Большие и массивные, но со значением. Представленные серьги принадлежат к известному типу украшений с подвесками — фигурками Эрота, которые были очень популярны в эллинистические времена. Скифы переняли этот тип украшения, однако Эрот из эллинистического образа юноши и бога любви, превратился в упитанного мужчину с бородой.

Серьги парные с антропоморфными подвесками, I в. н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 620, погребение 1
Подвеска. Небольшой элемент из золотого листа, который крепился на цепь. Вероятно, его одевали на шею. Подвеска сделана в форме бога любви Эрота — юноши или ребенка с крыльями.

Подвеска в виде Эрота, I в. до н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 603, погребение 1
Бусины. Небольшие золотые элементы в форме трубочек, сложенных в пирамиды. Вероятно, их нанизывали для украшения элементов одежды.

Бусины. I в. до н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 612, погребение 2
Перстень со вставкой. Крупный гранатовый камень, размером в ширину пальца, обрамленный золотом — такие перстни носили зажиточные поздние скифы. Также они служили как часть погребального ритуала.

Кольцо со вставкой. I в. до н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 735, погребение 1
Медальон. Как часть ожерелья из многих элементов или отдельно носимое ювелирное изделие. Представленное украшение вероятно изображает Афродиту — богиню красоты. Это свидетельствует о том, что он был подарком.

Медальон с образом Афродиты. I в. до н.э., Некрополь Усть-Альма, склеп 735, погребение 1
Стоит отметить, что выставка Сокровища Крыма. Возвращение продлится до окончательной деоккупации Крыма. После коллекцию планируют переместить на территорию полуострова.