Эксклюзив Кино и сериалы

Нацистская идиллия в тени Освенцима: рецензия на фильм Зона интереса

Зона інтересу

В Украине на большие экраны 22 февраля выйдет фильм Зона интереса режиссера Джоната Глейзера. Мировая премьера ленты состоялась на Каннском кинофестивале, а позже она получила пять номинаций на Оскар от Американской киноакадемии, в частности за лучший фильм и режиссуру.

Фильм основан на одноименном романе английского писателя Мартина Эмиса, который по стечению обстоятельств умер 19 мая 2023 года — в день премьеры ленты в Каннах.

Сейчас смотрят

Зона интереса — фильм незаурядный, не обыденный, и можно сказать, что не для всех, но мы попробуем объяснить, почему его стоит посмотреть. Это фильм о Холокосте, который не показывает геноцид. Лента демонстрирует, почему игнорирование зла так же вредно и опасно, как и его воплощение.

Сюжет фильма Зона интереса

Работа Глейзера рассказывает о семье Рудольфа Гесса, реального коменданта концлагеря в оккупированной нацистами Польше, где было убито более 1 млн человек, из которых большинство были евреями.

У Рудольфа (Кристиан Фридель) и его жены Хедвиг (Сандра Гюллер) пятеро детей. В солнечный выходной день эсэсовец возит семью на пикник за город. Там они весело проводят время, едят, купаются в реке, а потом возвращаются в авто и едут домой. Их дом огромный и на первый взгляд идиллистический: с бассейном, пышным садом с цветами и прислугой, которая занимается хозяйством.

Зона інтересу

Кадр из фильма Зона интереса

Этот образ идиллии обнесен высоким забором и колючей проволокой, что лишь частично скрывают вид на концлагерь по соседству, где раздаются выстрелы, крики и идет дым из печей.

Когда Гесс замечает человеческие останки в реке, то вытаскивает из воды детей и упрекает работников лагеря за халатность. Впоследствии он узнает о повышении, из-за чего вынужден переехать в городок возле Берлина. Но поскольку его жена очень привязана к имению, Гесс просит начальство позволить ей и детям остаться. И эту просьбу удовлетворяют.

Ценные вещи расстрелянных узников, такие как кольца и шубы, передают потом немцам. А в одной из сцен ребенок Гесса с интересом рассматривает его коллекцию золотых зубов. Это не просто ужасает, это отвратительно, учитывая всю простоту эпизода.

Зона інтересу

Кадр из фильма Зона интереса

Режиссер ограничивает свое повествование периодом между 1943 и 1944 годами, строя историю на исследовании деталей семейной жизни семьи офицера СС. По жанру это историческая драма, но если присмотреться внимательнее — это фильм ужасов, который старательно прячет от глаз весь тот мрак, который творился за забором дома Гессов.

Рецензия на фильм Зона интереса

На протяжении всего фильма мы наблюдаем за людьми, которые ведут себя как автоматизированные монстры, что делает их еще более ужасными. Гессы живут в своем арийском мыльном пузыре, не замечая ужасов, происходящих за стеной, полностью поддавшись нацистской партийной линии. Трудно не провести параллели с россиянами, которые живут в таком же пузыре, только путинском.

Зрителя ни разу не переносят за забор в концлагерь, а большая часть ленты происходит на территории поместья, за исключением нескольких сцен, которые показывают работу Гесса и его отношение к ней.

Одно из самых больших проявлений эмоций происходит в сцене, когда Гесс говорит Хедвиг, что его переводят. Женщину не смущают миллионы убитых невинных людей, но она крайне возмущена и чувствует себя жертвой из-за того, что членам ее семьи, возможно, придется отказаться от беззаботного образа жизни.

Зона інтересу

Кадр из фильма Зона интереса

Великолепная игра Фриделя, который воплотил дерзкого карьериста Рудольфа, и Гюллер в роли нарцистической Хедвиг только подчеркивает, что они были винтиками большой нацистской машины зла. А их выбор стать таковыми сделал их еще более бесчеловечными.

Зона интереса не пытается объяснить, почему Гесс такой, какой он есть. Это напоминание, что организаторы Холокоста не были психопатами из фильма ужасов, они были чем-то гораздо более ужасным — обычными людьми.

Что касается настоящего Гесса, то его повесили в Освенциме в 1947 году за преступления против человечности. По разным оценкам, он ответственен за смерть от 2,5 до 3 млн евреев.

Зона интереса напоминает киносъемку и визуально больше похожа на документальное кино. Но каждый кадр ленты ошеломляет и заставляет замолкать. 105 минут пролетают незаметно, что является впечатляющим достижением для фильма, который намеренно держит определенную дистанцию между рассказом и зрителем

Если вы увидели ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Cntrl + Entr.
Знайшли помилку в тексті?
Помилка