Сценарист и автор идеи сериала Чернобыль Крейг Мейзин стал гостем 16-й ежегодной встречи Ялтинской Европейской стратегии и раскрыл Фактам тижня неизвестные детали съемок сериала.
Сериал побил рекорды просмотров, а настоящим сюрпризом стал невероятный рост интереса к теме, а затем и ажиотаж туристов. В Чернобыльской зоне их увеличилось почти в 10 раз.
Автор и сценарист сериала Крейг Мейзин стал гостем нынешнего форума Ялтинской европейской стратегии и согласился на эксклюзивное интервью для Фактов тижня. Говорит, что до последнего вообще не был уверен, что мини-сериал станет таким популярным.
Я был шокирован и доволен, очень счастлив видеть не только сколько людей посмотрели, но и как им понравилось и сколько было впечатлений, — сказал Крейг Мейзин
Читайте: США рассекретили первый отчет разведки о Чернобыльской катастрофе
Оглушительный успех сериала, по мнению многих критиков не только в прекрасном актерском ансамбле, а прежде всего в чрезвычайно эмоциональных историях реальных ликвидаторов, участников тех трагических событий. А еще, в качественной детализации быта 1980-х годов.
Нас консультировали представители всех бывших советских республик, бывшие советские граждане — украинцы, литовцы, русские, — заявил Крейг Мезйин.
Едва ли не впервые в художественном кино авария на ЧАЭС показана настолько правдиво и подробно. Одна из самых шокирующих и эмоциональных сцен — когда хоронили погибших и умерших от радиации.
Умерших клали в гробы, а поскольку их тела излучали сильную радиацию, гробы вкладывали в цинковые ящики и заваривали, а потом опускали в землю и заливали бетоном. Снимали эту сцену в Литве. Есть воспоминания одной женщины, которая похоронила своего мужа, мы сверялись с ними, чтобы не допустить фактических ошибок, — рассказывает Крейг Мезин.
Для Крейга Мейзина было важно показать худшие стороны системы, которая скрывала правду о трагедии, и лучшие — о простых людях.
От академика Легасова к обычным ликвидаторам. И то, что даже через 33 года после страшной катастрофы, в мире до сих пор существуют подобные угрозы. Во время работы над сценарием Мейзин приезжал в Украину, чтобы пообщаться с реальными героями, почувствовать атмосферу того времени, а многие из книг, исследований и кинохроники, которые были использованы для создания фильма — относятся и к украинским авторам.
Также в значительной степени помогли документальные кадры, снятые во время очистки кровли от графита, под тысячами рентген их снимали украинский оператор Юрий Бардаков и режиссер Игорь Кобрин.
Эти съемки просто впечатляющие! Мы их воспроизвели, а люди, которые снимали процесс очищения кровли действительно совершили подвиг в документалистике, — сказал Крейг Мезин.
Актер Игорь Петренко выложил у себя на странице трейлер уже российского сериала Чернобыль. С видео понятно, что в центре сюжета — история сотрудника КГБ, которого отправили в Чернобыльскую зону чтобы противодействовать агенту ЦРУ, который странным образом оказался у реактора.
Россияне таким образом намекают на участие ЦРУ в катастрофе. Впоследствии трейлер российского Чернобыля был удален. Возможно, потому, что его восприняли слишком критично. Подобная ситуация уже была с фильмом Крым, снятым при поддержке Минобороны России и Фонда кино, который полностью провалил прокат.
В лучших традициях современной России сериал HBO предлагали запретить к показу, а одна известная партия обратилась в МВД и Следственный комитет возбудить уголовные дела против создателей Чернобыля. В том числе и против сценариста Крейга Мейзина.
Кинопропаганда в Советском Союзе существовала от начала самого появления кино. В 1927 году режиссер Эйзенштейн снимал фильм Октябрь, о революции 1917 года. Легендарная сцена фильма — взятие Зимнего дворца. Лавина большевиков сметает буржуазные ворота, и сбивает царский герб.
Но из рассекреченных архивов известно, что никакого штурма на самом деле не было. И двуглавого орла, по приказу Керенского, сняли с ворот еще за месяц до того. Поэтому, все это вымысел и пропаганда.
Это идеологическое оружие Ленина подхватили следующие вожди СССР. Даже популярный в СССР сериал 17 мгновений весны был снят по заказу тогдашнего председателя КГБ Юрия Андропова.
Тогда этот фильм демонстрировали даже в ФРГ, а правдивая игра Вячеслава Тихонова навсегда соединила его с образом разведчика Исаева-Штирлица. Когда-то, даже советская пропаганда снимала шедевральные фильмы, но ничего подобного в России сегодняшней создать не под силу.
Профессионально, искренне и правдиво удалось показать историю создателям американского проекта Чернобыль. Выход сериала стал настоящим взрывом, побил все возможные рекорды. Критика и зритель признали его одним из лучших сериалов всех времен.
А тема одной из самых страшных катастроф в истории человечества, в которой, казалось бы, еще в 1990-е годы поставили все точки над i, теперь начинает обрастать новыми невероятными секретными файлами и мифическими подробностями.
Напомним, сериал Чернобыль получил премию Эмми в номинации лучший мини-сериал.