Актриса Ирина Островская в эксклюзивном интервью Life. Фактам ICTV рассказала о фильме Дом за стеклом, в котором сыграла главную роль.
Ее героиня — сильный и нарциссический лидер, амбициозная архитектор Виктория, которая вынуждена погрузиться в расследование исчезновения собственной дочери Алисы, которую подозревают в распространении наркотиков.
Ирина Островская поделилась, как фильм восприняли за рубежом, как изменились гонорары актеров во время большой войны и общается ли с коллегами из РФ. Также она приоткрыла завесу личной жизни, рассказав о сыне и своих увлечениях.
О триллере Дом за стеклом и реакции иностранцев
— Уже 30 января на экраны выйдет фильм Дом за стеклом. Назовите, пожалуйста, три причины, почему эту ленту стоит посмотреть?
— Это интригующий триллер о женщине, которая уже никому не доверяет, решает начать собственное расследование по делу исчезновения своей дочери и выходит на наркодилеров. У человека, у которого все всегда шло по плану, это все начинает валиться из рук.
Это сложная история человека невероятно сильного характера, который проходит через боль потери и выбирает путь идти дальше по-своему, вопреки общепринятым ожиданиям общества. Это урбанистический динамичный фильм о современных людях в современном Киеве, который нам удалось запечатлеть на пленку за месяц до полномасштабного вторжения.
— Как, по вашему мнению, фильм Дом за стеклом может повлиять на зрителей? Что вы хотели бы, чтобы люди почувствовали или поняли после просмотра ленты?
— Фильм уже был на некоторых фестивалях, поэтому как его воспринимают? Я уже знаю из достаточного количества отзывов, чтобы сформировать мнение. Дом за стеклом имеет две категории зрителей: одним он попадает в самое сердце, они рефлексируют по поводу увиденного, сочувствуют главной героине Виктории, понимают ее характер и мотивы и вдохновляются ею.
Был случай, когда ко мне подошла женщина и сказала, что увидела себя в моей героине, что чувствовала такое же давление неприятия ее поступков и реакций.
Есть также и другие зрители, которых такой персонаж отталкивает, они воспринимают ее как абсолютно неэмпатичную, жесткую, нарциссическую, не могут понять, чем она руководствуется.
Наверное, я бы хотела, чтобы именно это зрители почувствовали: не стоит ожидать от человека реакции, которую принято считать “нормой”, мы никогда не знаем, что человек прожил и какую цену заплатил за свой успех. А еще чтобы родители подростков подумали, а уверены ли они, что точно знают, чем на самом деле занимается их чадо.
— Ваша героиня в фильме оказалась в сложной ситуации и продемонстрировала силу своего характера. Чувствуете ли вы сходство с ней? Или вы кардинально разные?
— Мне, как актрисе, всегда интереснее играть роли, которые не похожи на меня, которые даже вопреки моей личности, характеру, внешности. Так, например, было и с моей первой ролью в ленте Антонио Лукича Мои мысли тихие, когда перевоплощение было не только психологическое, меня даже мои родители не сразу узнали.
С Викторией у нас много общего, я тоже настойчивая, амбициозная, меня тоже воспринимают, особенно те, кто меня близко не знает, как отстраненную, и в моей личной жизни были ситуации, когда я действовала так же жестко. А еще я тоже люблю иронию, как она.
Но для меня было испытанием реагировать на события так, как задумал этого персонажа режиссер Тарас Дронь. Например, я никогда в жизни не плевала в лицо и должна была это сделать в кадре замечательной актрисе и моей подруге Елене Ильенко. Слава Богу, я не проходила через такой страшный жизненный опыт, как Виктория, поэтому осуждать определенные неожиданные реакции я не имею права.
— Вы с командой показывали Дом за стеклом за рубежом. Как фильм восприняли иностранные зрители?
— Я уже немножечко упомянула о восприятии выше, но добавлю — приятно было услышать, что Дом за стеклом стал для них открытием, ведь об украинском кино за рубежом тоже сформировался некоторый стереотип. Они увидели современных людей, в условиях таких, как они, с присущими им проблемами.
Я считаю, что представление за рубежом нашей культуры, в частности кинематографа, как чего-то экзотического, не всегда срабатывает нам на пользу. Мне нравится, когда украинцев воспринимают как полноправных европейцев, и чтобы достигать этого, кино имеет неоспоримую силу.

Фото: бэкстейдж съемок фильма Дом за стеклом
О гонорарах, смене профессии и актерах из РФ
— Как, по вашему мнению, изменился украинский кинематограф за три года полномасштабной войны?
— Украинское кино достигло нереальных для нас до сих пор успехов, благодаря документальной ленте 20 дней в Мариуполе получило первый Оскар. На днях номинирована на Оскар также документальная лента Фарфоровая война. Нам сама жизнь подбрасывает истории, которые невозможно придумать, и украинцы и, безусловно, мир должны знать о них.
Но документалистику смотрит до сих пор ограниченное количество людей, уже третий год полномасштабной войны, а мы до сих пор не сняли героическую драму с острым непредсказуемым сюжетом. А еще мне хотелось, чтобы мы думали наперед и об историях, которые были бы вне времени, вне войны.
— Какие три украинских фильма/сериала вы бы посоветовали посмотреть каждому украинцу?
— У нас есть уже хорошее качественное кино, с отличной режиссурой и темами, актерскими работами, сложное, международно признанное, но поскольку вы говорите о каждом украинце, то я невероятно рада, что наконец сняли сериал массовой культуры Пограничники (режиссер А. Есаков). Таких просветительских и патриотических проектов должно быть много.
— Многие из ваших коллег жаловались на то, что гонорары после начала войны существенно уменьшились. Как война повлияла на ваши заработки?
— Да, гонорары очень снизились, и самих съемок стало меньше, и еще на те, которые предлагаются, я не всегда соглашаюсь, стараюсь не входить в проекты, за которые потом будет стыдно. Поэтому в перерывах между съемками я постоянно совершенствую свой английский, уже имела интересные пробы в международные проекты и сейчас ищу агента, который бы мог меня представлять в Европе.
— Думали ли лично вы о смене профессии? Кем бы могли работать, если бы не актерство?
— Мое первое высшее образование было совсем не актерское, поэтому это была мечта, которую я упорно достигала и не планирую от нее отказываться. Но если очень трудно будет, я не сомневаюсь, что смогу что-то придумать.
Но пока мне хочется расширяться в творчестве, например, я бы очень хотела чаще участвовать в театральных проектах, а также иногда просыпаются режиссерские амбиции, в голове постоянно крутятся истории, которые бы хотелось снять.

Фото: бэкстейдж съемок фильма Дом за стеклом
— За время своей карьеры вы пересекались на съемочной площадке и с российскими актерами. Писал ли вам кто-то из коллег из РФ после начала большой войны? Или, возможно, вы пытались до кого-то достучаться?
— Никто не писал, и я не пыталась стучать. Да, я пересекалась с ними в кадре, и это все, они никогда меня не интересовали. Писали другие иностранные актеры и режиссеры, с которыми я работала и которые меня очень поддержали, литовская прекрасная актриса Агне Грудите, хорватский режиссер Далибор Матанич. А из РФ не писали, даже мой родной дядя, зная, что я в то время жила в Буче, не отвечал ни на какие мои сообщения.
— Как относитесь к актерам, которые, несмотря на войну, продолжают жить и строить карьеру в России? Как, например, актриса Антонина Паперная.
— Они мне не интересны, они выбрали свой путь, какое мне дело до них.
О личной жизни и сыне
— В своих соцсетях вы практически не делитесь личной жизнью, да и в сети об этом немного информации. Почему выбрали такую позицию?
— Личная жизнь потому и личная, чтобы держать ее при себе. Но это не была позиция, во-первых, меня никто не спрашивал, во-вторых, выставлять “белье” на обозрение меня не интересовало, моя профессия и так часто требует обнаженности в прямом и переносном смысле. Но, если интересно, я разведена, и в этом никакого секрета нет.

Фото: бэкстейдж съемок фильма Дом за стеклом
— Можете немного приоткрыть завесу личной жизни? Из информации в сети стало известно, что у вас есть сын. Расскажите о нем, сколько ему лет, как часто проводите с ним время?
— Да, у меня есть сын, Назар, ему 22 года, он уже независимый и самостоятельный юноша, с 12 лет живет в Великобритании, закончил там школу, год назад выпустился из University of Warwick, факультет математики, операционных исследований, статистики, экономики, работает по специальности в Лондоне.
Мы очень редко видимся, максимум 1-2 раза в год, например, он прилетал ко мне на показ фильма Дом за стеклом на Варшавский кинофестиваль, а в октябре я летала в Лондон на фестиваль. Но, несмотря на расстояние, мы с ним очень близки.
— Чем увлекаетесь, кроме актерства? Как удается балансировать между профессией и личной жизнью?
— Кроме актерства, главным моим увлечением является мой доберман Гретта. Все, кто имеет собак, понимает, что это хобби с космической отдачей.
До полномасштабного вторжения я занималась фламенко и мечтаю о возвращении в замечательную школу Ольги Шарапы, также меня увлекала верховая езда, но всю экипировку для всадника я еще сохранила, и это хороший знак.
Сейчас дома я занимаюсь йогой, это позволяет не только держать себя в форме, для меня это антистрессовая терапия. А еще я иногда играю на своем пианино, его удалось отремонтировать после того, как над ним поиздевались россияне во время оккупации Бучи.