В мае медиакомпания Starlight Media объявила о запуске нового проекта — Starlight Storylab. Это мастерская шоураннеров и шоураннеров, в которой звездные представители профессии — Евгений Туник (Первые ласточки, Перевозчица), Тала Пристаецкая (Крепостная, Первые дни), Наталья Ворожбит (Поймать Кайдаша, Киборги) и Артем Литвиненко (Нюхач, Остановить Голиафа, Первые дни) — будут собирать свои сценарные команды из талантливых и перспективных сценаристов и сценаристок.
В течение трех месяцев они авторскими комнатами — командой из 3-5 сценаристов — будут писать новые аутентичные украинские сериалы. В конце курса все команды представят четыре проекта — их презентацию, библию и пилот.
О гонорарах авторов, формате обучения и дальнейшей судьбе написанных сериалов в эксклюзивном интервью Фактам.Life рассказала Анастасия Штейнгауз, руководитель проекта Starlight Storylab, исполнительный директор ICTV и ICTV2, руководитель Starlight Doc.

Анастасия Штейнгауз — руководитель проекта Starlight Storylab
О создании проекта
— Как возникла идея создать мастерскую шоураннеров?
— Я уже точно не вспомню, но на какой-то из рабочих встреч мы обсуждали, насколько украинский рынок сценаристов и шоураннеров, который и без того был небольшой, стал еще больше уменьшаться. Кто-то сменил профессию, кто-то ушел защищать страну, кто-то эмигрировал.
Я предложила коллегам идею — дать авторам возможность развиваться и креативить, создав для них своеобразную мастерскую.
И пригласить в качестве наставников в эту мастерскую лучших шоураннеров страны, в копилке которых уже есть громкие, успешные проекты. Таким образом мы смогли бы получить новые голоса, а также сохранить те, что уже есть, ведь дали бы им возможность работать и развиваться в Украине. Собственно, так все и началось.
— Кроме этого, какие еще цели перед собой ставит Starlight Storylab?
— Во-первых, научить индустрию писать авторскими комнатами. Потому что никто, кроме комедийных проектов, так не работает в Украине. В мире авторскими комнатами пишется абсолютно все — и драмы, и триллеры, и хорроры. Потому что это быстрее и качественнее. Когда звучит один голос, который сам с собой разговаривает — это одно, а когда голосов три, четыре, пять, у каждого разный опыт, — это уже диалог, в котором рождается что-то новое.
Мы уже поняли, какие мы мощные, когда объединяемся. Поэтому наша цель — развивать эту технологию в Украине. Во-вторых — дать стране новые имена крутых авторов.
И как результат, создать четыре новые истории, которые захватят внимание как украинского зрителя, так и международного. Это не будет классический курс, где есть лекции и практические задания. Это мастерская, где сразу все будут создавать телесериал.
О выборе мастеров
— Как вы выбирали мастеров — то есть, шоураннеров? Почему именно эта четверка?
— Потому что у каждого из них есть проекты, которые отличаются по жанру, масштабу и глубине истории. Перевозчица, Крепостная, Поймать Кайдаша, Нюхач — это сериалы, которые вышли за пределы украинского рынка.
Наши шоураннеры — это те люди, которые имеют планку, и я не сомневаюсь, что будут держать ее.
Это большая удача, что нам удалось привлечь к проекту всех лучших. Мы очень рады, что все они откликнулись и смогли присоединиться к нашей мастерской.
— То, что они работают в совершенно разном стиле, повлияло на выбор?
— Конечно, повлияло. Мы надеемся в финале получить разнообразные проекты, с разными историями, в разных жанрах и с разной тональностью повествования. Евгений и Наташа, например, оба делают драмы. Но это все равно абсолютно разные драмы. Нам, основателям мастерской, будет интересно наблюдать, каким образом они построят команды и работу в них, и какие проекты мы получим на выходе.

Об аспектах обучения
— Обучение будет происходить онлайн или офлайн?
— Возможны оба варианта — команды сами будут договариваться, как им комфортнее работать.
— Могут ли в таком случае подаваться на участие авторы, находящиеся за рубежом?
— Главное, чтобы все они были гражданами Украины и обязательно совершеннолетними. А контракт мы можем подписать и онлайн. Но в проекте будут этапы, когда необходимо будет встречаться офлайн, если это будет важно для авторской комнаты, в которую они попадут. Поэтому стоит позаботиться о возможности быть в Киеве определенный период.
С иностранными авторами пока не планируем сотрудничать в рамках проекта, потому что в первую очередь хотим поддержать наших.
Плюс инфраструктурно не можем себе это позволить — будут дополнительные расходы и организационные моменты. Да и работа через переводчика будет затягивать процесс.
— Почему обучение именно три месяца? На практике — этого достаточно, чтобы написать идею и библию проекта?
— Мы проговорили этот момент с нашими шоураннерами и убедились, что этот срок является достаточным для качественной работы и исчерпывающим, чтобы не выпасть из темпа.
— Работа в авторских комнатах будет оплачиваться?
— Те авторы, которых отберут наши шоураннеры, подпишут контракт и будут получать гонорар в течение трех месяцев работы — для всех он будет одинаковым.
Это будет сумма, близкая к рыночной стоимости за сценарий готового эпизода.
Мы будем оплачивать рабочее время авторов и их идеи, в этом у нас капиталистический подход — все авторские права должны быть оплачены.

О дальнейшей судьбе сценаристов и проектов
— Вы отмечали, что цель проекта — создать пилот, библию и презентацию нового аутентичного украинского сериала. А будут ли авторы работать над проектом после этого?
— Все будет зависеть от шоураннера, отвечающего за проект. Если он или она будут нуждаться в этом специалисте на реализацию сериала — мы договариваемся о гонораре, подписываем контракт на определенный срок. Следующий шаг — они заходят в авторскую комнату и пишут сериал.
Если проект хорошо движется, мы, как компания, готовы будем заказать этому автору полный сезон. Поиск финансов на производство — за нами. Захочет ли шоураннер, например, Тала, взять на создание полного сезона тех же авторов — решает она сама. Мы не даем гарантий трудоустройства после проекта, но такой вариант вполне возможен.
Мы, как медиакомпания, в этом заинтересованы, потому что хотим открыть Украине новых сценаристов, да и пополнить свой штат новыми талантами.
— Но если сценарист все же не продолжит работу над проектом после курса, его имя все равно появится в титрах?
— Конечно, все, кто прошел кастинг и вошел в авторские комнаты, подписал договор и получил гонорар — будут в титрах. Они же соавторы идей.
— Какова дальнейшая судьба проектов, написанных в авторских комнатах? То есть что происходит сразу после их «защиты» и согласования?
— Starlight Media ищет возможности для его реализации. Дальнейшие действия будут зависеть от каждого отдельного проекта. Если он имеет потенциал копродакшена — мы представляем его на всех международных питчингах, везем на Берлинале, в Канны, показываем, например, Gaumont, если же чисто украинский — ищем местных партнеров и возможности финансирования, предлагаем копродакшен украинским платформам и тому подобное.
— А есть ли шанс на то, что чью-то заявку шоураннеры не отберут, но Starlight Media предложит им работу?
— Абсолютно все заявки на участие в Storylab проходят через медиагруппу Starlight Media. Если участник не подошел шоураннерам, но подходит под определенный проект или задачу, мы можем предложить ему дальнейшее сотрудничество. Просто в другой команде.
Для того чтобы подать заявку в мастерскую шоураннеров переходите по ссылке.