Уже совсем немного осталось до конца 2024 года. Для украинского кинематографа он завершается Оскаром Мстислава Чернова за фильм 20 дней в Мариуполе, а для мировой индустрии все, как всегда — куча фестивалей, красные дорожки и новые имена в магическом мире кино.
В этом году не было больших баттлов в прокате вроде Барби и Оппенгеймера, которые одновременно били рекорды кассовых сборов в 2023 году. Возможно это был год сериалов, учитывая успех Сегуна, Олененка и многообещающего второго сезона Игры кальмара. Но все же было немало лент, которые смогли удовлетворить вкусы ценителей кино.
10 лучших фильмов 2024 года
Life. Факты ICTV посмотрели немало фильмов 2024 года, чтобы сформировать собственную десятку лучших.
Некоторые из этих лент уже были в украинском прокате, некоторые демонстрировались на стриминговых платформах, а некоторые пока только на кинофестивалях. Однако последние точно будут изюминкой для вашего десерта в начале 2025 года.
Эмилия Перес
- Режиссер: Жак Одиар
Невероятная работа, которую оценят даже хейтеры мюзиклов. Эта лента французского режиссера Жака Одиара создает синтез мюзикла, комедии, триллера, криминала, драйва и множества идей.

Источник: Netflix
Сочетать различные жанры и стили повествования сложно и рискованно одновременно, но эта успешная попытка Одиара делает этот фильм точно не похожим на любой другой. Тем более в этом году. Он безусловно смелый, рискованный и безумный.
В ленте режиссер делает акцент на музыке, преимущественно на испанском языке, хореографии и замечательных актерских работах, что принесло Зои Салданьи, Селене Гомес, Карле Софии Гаскон и Андриане Паз награду за лучшую женскую роль в Каннах.
Эмилия Перес рассказывает историю главаря наркокартеля Манитаса Дель Монте (Гаскон), который решает стать женщиной, имея жену и детей. В этом ему помогает адвокат из Мехико Рита Моро Кастро в исполнении Салданьи.
Она помогает Монте инсценировать смерть и принять свою новую идентичность. После этого бывший главарь картеля живет новой счастливой жизнью. Но со временем темные тени прошлого его “догоняют”.
Конклав
- Режиссер: Эдвард Бергер
Папская драма с намеком на драматический триллер от режиссера оскароносного фильма На Западном фронте без перемен. Здесь переплетаются таинственность внутренней кухни Ватикана, детективной истории и подлости святых отцов.

Фото: Focus Features
Это картина с множеством поворотов, некоторых крайне неожиданных, и политических интриг в борьбе за святой престол. А еще борьбе реформаторов и консерваторов.
Конклав — лента о выборах нового Папы Римского после смерти предыдущего понтифика. Главную роль в фильме — декана Лоуренса исполнил Рэйф Файнс. Возможно, это одна из лучших его работ за карьеру.

Герой Файнса ведет за собой стаю хитрых волков, замаскированных под овец. И со временем он это осознает. Тогда в гуще событий запускается цепная реакция. Здесь следует заметить, что работа всего актерского ансамбля — это настоящее наслаждение для глаз.
Субстанция
- Режиссер: Кароли Фаржа
Боди-хоррор о погоне за молодостью, женской самоненависти, а может просто притча об умении любить себя такой, какая ты есть. Фильм Фарджа ставит правильные акценты и поднимает важные темы необычным способом.

Фото: MUBI
Субстанция — это картина, от которой буквально в конце может стошнить. Но разве не тошнит от безжалостных и глупых стандартов красоты, которые общество веками навязывало женщинам? Если этот фильм не мгновенная классика, то имеет все шансы стать ею в будущем.
Фильм рассказывает о бывшей знаменитости Элизабет Спаркл в исполнении Деми Мур, которую увольняют с должности ведущей из-за возраста. Впоследствии в ее жизни появляется Субстанция — инновационный препарат для регенерации клеток, способный создать молодую копию человека. Тогда появляется прекрасная и молодая Сью (Маргарет Кволли). Героини делят одну жизнь каждые семь дней, но вскоре обеим версиям становится тесно.
Работа Фаржа резко критикует сексистские и эйджистские стереотипы Голливуда. Но эти проблемы давно вышли за пределы известных холмов в Лос-Анджелесе, где живут знаменитости и создаются фильмы.
Урок фортепиано
- Режиссер: Малкольм Вашингтон
Фильм, который можно назвать детищем семьи Дензела Вашингтона. За режиссерское кресло в ней сел его сын Малкольм, а другой сын Джон Дэвид сыграл одну из главных ролей. Но Урок фортепиано — это тот редкий случай, когда так называемое кумовство не вредит делу.

Фото: Netflix
Урок фортепиано является адаптацией пьесы Августа Уилсона, которая исследует травму поколений через годы рабства на семью. В определенной степени это камерная история, ведь разворачивается преимущественно в одном доме. Она сочетает болезненные воспоминания о прошлом с настоящим через пианино, покрытое резьбой с образами предков.
Действие разворачивается во время Великой депрессии в 1936 году. В дом Бернис (Даниэль Дедвайлер) приезжает ее брат Вилли (Джон Дэвид Вашингтон) и пытается ее убедить продать пианино, чтобы купить немного земли, где их семья когда-то работала рабами. Но Бернис отказывается.
Также в сценах магического реализма в доме присутствует призрак умершего землевладельца Джеймса Саттера, который держал их семью в рабстве. Бернис убеждена, что Вилли столкнул рабовладельца в колодец и именно поэтому он не покидает их семью даже после смерти.
Пересечение
- Режиссер: Леван Акин
С картинами грузинского режиссера Левана Акина украинский зритель уже знаком, в частности благодаря его замечательной дебютной работе А потом мы танцевали.

Фото: MUBI
В новой картине Пересечение он так же рассказывает историю о принятии и искуплении, которая не осуждает героев, а сочувствует им и является человечной. По стилю это напоминает итальянский неореализм.
Мотив картины прежде всего говорит, что никогда не следует терять надежду, несмотря на различные жизненные трудности и невзгоды. Это абсолютная теплая история в жестоком мире людей.
По сюжету грузинская женщина Лия отправляется в Стамбул, чтобы найти свою племянницу Теклу, которую семья выгнала из дома после раскрытия собственной идентичности. В путешествии ее сопровождает знакомый Теклы, который убежден, что она именно в Стамбуле.
Пересечение — это по сути, роуд-муви. Герои часто наталкиваются на тупики в поисках Теклы. А сам Стамбул кажется местом, куда люди приезжают, чтобы исчезнуть. Фильм является одновременно самоанализом Лии и рассказом о трудностях, с которыми сталкиваются трансгендерные люди в Турции.
Бруталист
- Режиссер: Брэйди Корбет
Фильм продолжительностью трех с половиной часов может показаться слишком длинным на первый взгляд и оттолкнуть в итоге зрителя от похода в кино. Но не торопитесь — это та история, во время просмотра которой нет ощущения, что она растянута или скучна.

Фото: B&H Film Distribution
Лента охватывает три десятилетия и рассказывает о вымышленном венгерском еврее и архитекторе Ласло Тота, в прекрасном актерском исполнении Эдриана Броуди. Его герой, пережив Холокост, приехал в США, где получил заказ на строительство общественного центра. Параллельно он пытается сделать все, чтобы к нему присоединилась его жена.
По сути, это история об американской мечте и пути еврейских иммигрантов из Европы после Второй мировой войны. А также о художнике, который меняется в своей новой среде, и который буквально стремится изменить ландшафт мира, который его окружает.
Бруталист — это не просто еще один фильм в масштабах, который ждет вознаграждения статуэтками. Можно сказать, что в нем большое все, в том числе эмоции и амбиции. Но еще он как и Конклав имеет проницательный и откровенный финал.
Мальчишки из Никеля
Режиссер: РаМелл Росс
Совершенно захватывающая работа с приемом камеры, которая ведет историю глазами от первого лица. Такой способ съемки не изобретательный, но крайне редкий и, который так давно хотелось увидеть в руках умельца. Это удалось воплотить Россу, который имеет немного задела как оператор.

Фото: Amazon MGM Studios
Мальчишки из Никеля — Это история о двух чернокожих парнях, которые находятся в колонии для несовершеннолетних во Флориде в 1960-х. Главный герой Элвуд является успешным учеником в школе, но однажды оказывается в краденой машине с мужчиной, и его осуждают как соучастника преступления.
Парень оказывается в исправительной школе Академия Никеля, где ученики сегрегированы, а в отношении чернокожих значительно более жестокое обращение, чем к белым. Там Элвуд начинает дружить с несколько циничным Тернером. И, несмотря на то, что он послушно пытается отбыть срок, парень оказывается в своеобразном застенке.
Просмотр ленты напоминает чем-то видеоигры в жанре шутера от первого лица, только без оружия. Благодаря такому эффекту зрители видят картинку с точки зрения ребят, то есть становятся свидетелями того, что видят герои.
Ребел Ридж
Режиссер: Джереми Солнье
Это довольно удачная работа в жанре криминального боевика в сочетании с триллером. В последние годы боевики, выходящие на экраны, напоминают сплошной мусор. Без логики, содержания, сценария, актерской игры и это можно очень долго продолжать.

Фото: Netflix
Но Ребел Ридж — это редкий случай, когда Netflix удалось сделать стоящую работу в этом жанре. Здесь герой не стреляет бездумно, не летает на суперкарах или является всемогущим стариком, быстрее Усэйна Болта. В какой-то степени работа Солнье напоминает традиционные криминальные фильмы 1990-х.
В плане кровавого насилия или бездумного количества смертей лента достаточно сдержанна, что идет ей в плюс. Она начинается с простой истории, как чернокожего велосипедиста сбивают полицейские. Они забирают у него пакет с деньгами, который он вез как задаток для того, чтобы его брат вышел из-под ареста.
Это фильм не столько о коррупции и произволе полиции в одном из небольших городов Америки, сколько о беззащитности человека перед системой в целом.
Семя священного инжира
- Режиссер: Мохаммад Расулоф
Это фильм иранского режиссера Мохаммада Расулофа, снятый тайно в его родной стране. После того как эту ленту отобрали в основной конкурс в Каннах, режим Ирана приговорил его к восьми годам заключения и наказанию плетью, но режиссеру удалось бежать в Германию.

Фото: Run Way Pictures
Семя священного инжира рассказывает о боли и страданиях одной семьи, когда отца семьи Имана назначают следственным судьей в Тегеране, а его новая работа заключается в приговоре протестующих к смертной казни.
Главный герой понимает, что слепое выполнение приказов режима позволит ему продвинуться по службе. Его жена хочет, чтобы он в определенной степени покорился этому, однако параллельно его две дочери симпатизируют движению против ношения хиджаба.
Этот фильм многослойный, смелый и весьма актуальный на фоне протестов в Иране, гибели 22-летней Махсы Амини и многочисленных приговоров протестующим, приговоренных к смертной казни.
Битлджюс Битлджюс
Режиссер: Тим Бертон
Прошло 36 лет прежде чем мир увидел вторую часть ленты Битлджюс от режиссера Тима Бертона. Новый фильм мрачнее и страннее первого. Он также сосредотачивается на трех поколениях женщин.

Фото: Warner Bros. Pictures Ukraine
По сюжету сиквела, женщины Дитц возвращаются в свой дом на Уинтер-Ривер после семейной трагедии. Лидия (Вайнона Райдер), теперь известная ведущая шоу о сверхъестественном и имеет собственную дочь Астрид (Дженна Ортега), которая считает свою мать шарлатанкой. Со временем Дитц-младшая в силу определенных обстоятельств попадает в потусторонний мир, а ее мать вынужденно обращается за помощью к Битлджусу.
Бертон в своем сиквеле, в отличие от многих других режиссеров, не идет за прихотями фанатов первой части, а наоборот, делает удачные отступления. Сюжет не является банальным пересказом первой части, а вводит новых персонажей — Уиллема Дафо в роли мертвого актера, Джастина Теру в роли кавалера Лидии и французского актера Сами Слимана, известного по фильму Афина.
Стиль картины балансирует между присущим Бертону зловещим юмором и элементами эксцентричности, которые он использует исключительно ради развлечения. И несмотря на то, что ключевой в ленте является тема смерти, фильм теплый, добрый, веселый и оптимистичный, хотя некоторые шутки довольно мрачные, а иногда и злые.