Сценарист и генеральный продюсер сериала Чернобыль Крэйг Мейзин выступил на ежегодной конференции Ялтинская европейская стратегия.
Факты ICTV собрали главные тезисы из речи Мейзина.
О том, как искал информацию о Чернобыле
Я много читал о Чернобыле. О накрытии конфайнментом енергоблока в 2013 году, например. Я знал, что Чернобыль взорвался, но не знал, как и почему. Очень мало людей это знали.
Я начал читать, и там было два факта — они проводили испытания на безопасность, и человек, который этим занимался, покончил жизнь самоубийством.
Я почувствовал, что открыл ту войну, которую никто раньше не показывал.
Очень трудно получать любую правду. У нее природа такая — она нас избегает.
Просто когда мы говорим про нее — мы уже ее меняем. В случае Чернобыля — вы слышите разные версии людей. Многие факты или потеряны, или были скрыты.
Например, в СССР некачественно записывали имена и судьбы людей, которых отправляли в Чернобыль. Поэтому мы полагались на личные рассказы.
Мы пытались меньше драматического искать. Когда вы рассказываете такую историю, как Чернобыль — не надо быть драматичным.
Через сбор десятков документальных источников вы получаете честную версию правды.
Конечно, мы должны были внести какие-то изменения. И мы говорили, что в сериале есть вымысел.
Кстати, Факты ICTV писали, согласны ли ликвидаторы со сценаристами.
О том, что больше всего задело
Это история пожарного Василия Игнатенко. Ему было чуть больше 20 лет, это был один из тех парней, кого в ту ночь туда вызвали. Им вообще не сказали, что это связано с реактором. Сказали — загорелась крыша.
Когда они приехали, поняли, что это не просто пожар на крыше. Василий был одним из людей, которые понимали, что там происходит. И он гасил этот пожар. История его жены Людмилы очень трогательная.
Он умирает ужасной смертью. Это жестокая смерть — вам становится лучше перед тем, как становится хуже.
Советский Союз скрывал всю информацию. Люди не знали, что ядерный реактор — это опасно. И Игнатенко не знал, что с ним происходит.
Я никогда не хотел показать Советский Союз и людей хуже — я хотел показать их такими, какими они были. На самом деле они пытались делать все, чтобы улучшить ситуацию.
Например, история, которую не удалось вместить в сериал. Председателю партии в Минске сказали, что нет проблемы. 1 мая он позвонил в Москву и попросил не проводить парад. Что он услышал? Нет, нет, должен быть парад, чтобы не было признаков, что что-то не так. Но один человек не смог изменить историю. И он вышел и прошел с детьми под тем ветром.
Тот взрыв был таким большим, что его нельзя было скрыть от остального мира. И мир знал гораздо больше, чем рядовой советский гражданин.
О реакции России на сериал
Я часто думал — каково же было общее отношение к тому, что мы делали. Нам дали покой, ведь мы делали материал о государстве, которого уже не существует. Все наши герои — советские граждане. До того момента, пока наш сериал не стал популярен, не было реакции.
Читайте: Чернобыль от HBO: сюжет и отзывы критиков о премьере
В России сначала хорошо отреагировали. Видимо, один из министров посмотрел и сказал, что хороший фильм.
А потом начали писать статьи с текстом — а почему мы не рассказываем эту историю, почему не рассказываем истории, которые заставляют нас посмотреть критическим взглядом, почему только американцы могут. Тогда на нас состоялись атаки.
Определенным образом составляющая счастья — это готовность быть самокритичными и признавать различные ошибки.
В США сейчас происходит очень много такого, что нас огорчает. Но мы смотрим критично. Когда-то будет мини-сериал и о Трампе.
О следующем проекте
Я сделал программу о худшей ядерной катастрофе в мире. Теперь все ожидают историю о второй худшей истории — Фукусиме.
Не могу сказать точно, но следующей будет американская история с другого периода. Она будет похожа на Чернобыль, но о другом времени.
Об украинском искусстве
Когда я делал Чернобыль, надеялся, что люди в Украине увидят и оценят это. Мы упорно трудились, чтобы подать правдивые детали, и мы получили огромное удовольствие от реакции.
Правда в том, что эти истории должны делать не американцы, как я. Я думаю, было бы очень хорошо начать думать о вашем искусстве и культуре как способе выражать силу и значение. Оглядываться на прошлое чистым взглядом — это хорошо. Потому что украинская история ХХ века — драматическая, печальная и в то же время прекрасная.
Например, нет историй о Голодоморе. Поэтому нужно быть честными.Я вас призываю — поддерживайте своих кинематографистов. Тогда появятся люди, которые будут рассказывать правдивые истории, — подитожил Крэйг Мейзин.
Больше смотрите в видео: