Краудфандинг стал популярным несколько лет назад. Есть идея, но не знаете, где найти средства на ее реализацию? Для этого существуют краудфандинг-платформы — авторы размещают там свои идеи, а люди жертвуют на них сколько не жалко. Такая себе интерпретация пословицы С миру по нитке.
Фактически краудфандинг — это привлечение средств на определенный проект от любого желающего.
Как собрать $3 млн на смарт-кошелек, $1 млн на щетку для собак, в чем секрет успешных проектов и как не потерпеть неудачу — Факты ICTV пообщались с основателем краудфандингового PR и маркетингового агентства Crowdfunding Formulа Нареком Варданяном.
Его команда помогает стартаперам проводить успешные кампании на самых популярных платформах Kickstarter и Indiegogo и входит в пятерку лучших в мире.
После того, как на свой проект Нарек Варданян не смог собрать средства, он решил узнать, что пошло не так, что работает, а что — нет. Свои результаты он воплотил в книге 57 секретов краудфандинга, которая стала первым бестселлером в своей категории.
Сегодня команда из 75 человек помогает новичкам в этой сфере собрать средства на инновационные и уникальные продукты.
Каким должен быть товар
Если вы думаете, что стоит только придумать что-то гениальное, описать идею на краудфандинговой платформе и через некоторое время забрать пару миллионов долларов — то вы ошибаетесь.
Именно от Crowdfunding Formulа требований несколько. Первое — это готовый хотя бы на 80% прототип вашего товара. Второе — если подобный товар уже есть на рынке, ваш должен быть уникальным и превосходить аналоги хотя бы в несколько раз.
— Еще одно — это продукт, который хочется купить и который будет полезным для бейкеров (люди, которые инвестируют в проект и получают товар первыми после запуска серийного производства, — Ред.), — рассказывает Варданян.
Бейкери или инвесторы вкладывают в проект средства. Вместо этого они получают от разработчиков скидку или возможность приобрести товар до официального старта его продажи.
ТОП-3 самых успешных проекта
Среди проектов, с которыми работала Crowdfunding Formulа, есть немало интересных. Например, смарт-кошелек Volterman, собравший $3 млн, и зубная щетка для животных Bristly Brushing Stick, которая получила $1 млн на проект. Эти вещи стали наиболее финансируемыми кампаниями в своей области за всю историю краудфандинга.
Volterman — это смарт-кошелек со встроенными power-bank, картой памяти, Wi-Fi-роутером, GPS для отслеживания с телефона и камерой, которая фотографирует всех, кто трогал вещь.
А Bristly Brushing Stick — зубная щетка для собак. Она сделана в форме игрушки, поэтому владельцам животных больше не надо прилагать немалые усилия, чтобы почистить собаке пасть. Паста размещена внутри и автоматически выдавливается, когда пес жует игрушку.
Еще один успешный проект — электровелосипед Fuell Fluid, который разработал бывший инженер Harley-Davidson Эрик Буэль. На реализацию его идеи было собрало $1,5 млн.
Он может проехать до 200 км на одном заряде и оснащен двумя съемными батареями. Кроме того, имеет встроенный GPS и надежную систему защиты с пин-кодом. Его цена стартует от $3,3 тыс.
Как заработать миллион
Большинство стартаперов считают, что краудфандинг работает самостоятельно. Когда они заходят на Kickstarter или Indiegogo, то видят кампании, которые собрали миллионы долларов, и думают, что нужно лишь создать видео, придумать описание продукта, и деньги начнут капать, рассказывает Варданян.
— Поскольку платформы демонстрируют наиболее успешные проекты в верхних частях домашней страницы, большинство людей не видят неудачных кампаний.
Первый его проект собрал $15 и потерпел неудачу. Это способствовало тому, чтобы досконально изучить рынок — опыт успешных кампаний, факторы, которые на это повлияли. Теперь Варданян знает — секрет в тщательной подготовке, от которой зависит 90% успеха.
— После этого случая мы тратим много месяцев на каждую кампанию, над которой работаем, и не было никаких сбоев.
Итак, идея — далеко не все, что нужно. Команда и люди, которые стоят за стартапом — не менее важная составляющая. В Crowdfunding Formulа были случаи, когда проект не запускался или отменялся из-за нехватки доверия и взаимопонимания с клиентом.
— Краудфандинг — это стрессовый процесс, и не все готовы пройти это путешествие. Наши лучшие результаты мы получили с совершенно замечательными людьми, которые глубоко доверяли нам и тому, что мы делаем.
Его агентству удалось девять раз собрать более $1 млн. Это при том, что таких случаев, по его словам, 0,1%.
— Мы готовимся примерно за два-три месяца до начала кампании — собираем заинтересованных инвесторов, создаем убедительное видео и формируем базу данных журналистов, которые ранее освещали подобные темы. Эти меры помогают нам достичь поставленных целей примерно за 24 часа и провести действительно успешную кампанию.
Успеха достигают не все
Но даже имея уникальный продукт и вышеупомянутые качества, пробиться не так легко. По словам Нарека Варданяна, около 70% проектов получают отказы в краудфандинге. Успешными считают кампании, которые в среднем за два месяца собирают около $25 тыс. Конкуренция на этих платформах безумная, а миллионные заработки — это большая редкость.
— Кампаний, которые привлекают более $100 тыс., около 1%, а кампаний, которые собирают более миллиона, только 0,1% от всех.
Варданян рассказывает, стартапы, которые к ним обращаются, сразу просят помочь собрать миллионы. Но реальность такова, что никто никаких гарантий дать не может.
— Мы не можем дать гарантий относительно суммы финансирования — пока кампания не начнется, информации не хватает. Хотя мы разработали собственную методологию тестирования целесообразности продукта до начала кампании, которая позволяет проверить, готовы ли покупатели выбрать именно этот товар и именно по такой цене, но и это 100% гарантии не дает.
Сколько и за что люди готовы платить
Категории, которые пользуются успехом — это путешествия, гаджеты, мода, умная мода, товары для домашних любимцев и технологии умного дома.
— Причина заключается в том, что аудитория состоит в основном из миллениалов, которые ведут активный образ жизни.
Если обобщить, средняя сумма, которую готов инвестировать в проект человек — $100-200. Но каждый случай должен рассматриваться отдельно.
— С вышеупомянутых проектов Bristly — это палка для чистки зубов для собак, которая стоит около $20, тогда как Ebike Fuell, который является одним из лучших е-байков в мире, стоит $3 500. Мы собрали более миллиона долларов для обоих проектов, но, конечно, аудитория этих двух проектов совершенно разная.
Все кампании, которые сегодня ведет Crowdfunding Formulа — совершенно не похожи одна на другую и предназначены для разных аудиторий.
Например, устройство Winston, которое обеспечивает приватность в интернете — на 45% уменьшает использование ваших данных; игрушка Mochi, которая с детства учит детей кодированию и созданию простых алгоритмов; портативный мини-скутер MiniFalcon, собирающийся в небольшой кейс размером с рюкзак.
В мире немало неравнодушных людей. Поэтому предприниматели все чаще выбирают краудфандинг для финансирования своих идей. Среди них, кстати, немало украинских — PetCube (гаджет для животных), Ugears (деревянные 3D-пазлы), Blazr (аксессуар для iPhone).
Антон Светличный
Лилия Ященко