Расстрелянное возрождение — это про сейчас: исторические параллели альбома Ти [Романтика]

Татьяна Штерева редактор раздела Стиль жизни
МУР ТИ [Романтика]

Фото: МУР

История сделала очередной круг, и сейчас украинское литературное сообщество снова переживает события времен Расстрелянного возрождения. Так считает соучредитель художественного проекта МУР Александр Хоменко.

Он стал гостем разговорной студии телемарафона Единые новости с ведущим Вадимом Карпьяком. Почти неделю в сети обсуждают альбом-мюзикл Ти [Романтика], который, в частности, проводит параллели с современными военными реалиями.

Расстрелянное возрождение: тогда и сейчас

В 20-х и 30-х годах прошлого века украинские поэты и писатели становились жертвами советской тоталитарной системы. Так же сейчас ее потомки — россияне — уничтожают культурную элиту нации в войне.

Поэтому создание альбома Ти [Романтика] можно назвать рефлексией не только на события прошлого, но и настоящего, отметил Александр Хоменко. Он вспомнил, как во время написания текстов на него и его коллег влияли новости.

— Мы начали видеть заголовки, что Расстрелянное возрождение вернулось. Мы узнали о Максиме Кривцове — поэте, который погиб на фронте. Потом начали сравнивать с Романом Ратушным и его трагической гибелью. И не то чтобы мы так планировали, но где-то уже на шестом треке нам это внезапно срезонировало, — рассказал Хоменко.

Для кого создавался альбом Ти [Романтика]

Автор добавил, что радиоспектакль написан для людей, которым хотелось бы узнать больше о том периоде развития украинской литературы. Но не благодаря академическим произведениям, а в современном представлении.

В сети живо обсуждают целевую аудиторию мюзикла. Многие говорят, что такой формат лучше всего подошел бы для подростков. Другие считают, что это не для старшеклассников, в частности, из-за наличия нецензурной лексики и нарушения фактажа. У авторов по этому поводу есть собственное мнение.

— Или подросток интересуется Расстрелянным возрождением и впервые для себя открывает дом Слово, что они жили вместе. И спросит свою учительницу, как так, что Николай Хвылевой был как бы за плохих — за большевиков, а Сосюра за хороших, и они сидели за одним столом после гражданской войны, или он вообще не будет этого спрашивать, — пояснил Александр Хоменко.

К тому же соучредитель МУРа не согласен, что в текстах неправильно изложены исторические факты. Также он готов отстаивать уместность ругани в одном из текстов.

Провокационные моменты альбома Ти [Романтика]

В частности, речь идет о строке “бі бо бу, я поезію *бу” в исполнении Хейтспич, что возмутило часть из тех, кто критикует мюзикл. Александр Хоменко отметил, что это парафраз на Михайля Семенко — бунтаря и основателя украинского футуризма.

— Лучший комментарий, который я об этом треке слышал, это Ростислав Семкив в эфире радио Культура сказал, что Михайль Семенко был бы счастлив, если услышал бы этот трек, — поделился Хоменко.

Александр добавляет, что провокация сработала, поскольку люди на нее откликнулись. Вместе с тем признает и конструктив в критике, касающейся наличия русизмов в текстах. Представитель МУРа пообещал, если свет увидит печатное издание Ти [Романтика], там ошибок не будет.

Фото: МУР